И снова мы видим, как российский лидер Владимир Путин утверждает, что ни о какой политике речь не идет - просто Украина должна платить по счетам, и, если бы она это делала, 'Газпром' не угрожал бы ей решительными мерами.
Что ж, может быть, так оно и есть. Конечно, в борьбе Украины с 'Газпромом' присутствует определенный финансовый аспект, и нет ничего удивительного в том, что Москва всячески старается извлечь максимум прибыли из своих немалых энергетических ресурсов.
Но если мир смотрит скептически на разъяснения Путина, то винить в этом Россия может только саму себя. В январе 2006 года было совершенно ясно, что 'Газпром' угрожал заморозить Украину потому, что Кремль вознамерился наказать именно жителей этой бывшей советской республики, в которой Россия еще стремится показывать свою имперскую власть. Они жестоко провинились перед ней, осмелившись избрать собственное, прозападное 'оранжевое' правительство - при том, что Путин всячески настаивал на противном варианте.
Поэтому нет ничего удивительного и в том, что и в Европе, и на Украине многие спрашивают себя: если на этой неделе в Киеве закончится газ, то не будет ли хотя бы одной из причин такого события решимость Украины вступить в НАТО - при том, что Москва этого очень не хочет? Если синий цветок газа на плитах украинских хозяек погаснет в тот самый момент, когда самолет их президента Виктора Ющенко приземлится в Москве - никто не сомневается, что визит получится нелегким, - это будет воистину классический образчик черного юмора по-кремлевски.
Мы можем лишь наблюдать за происходящим, надеяться на лучшее и верить Кремлю, утверждающему, что страны Западной Европы не пострадают из-за плохого поведения Украины. Но факт остается фактом: Европа позволила себе, сама не осознавая этого, впасть во все растущую энергетическую зависимость от России, и эти отношения уже сегодня не дают нам возможности влиять на Кремль - не говоря уже о том, чтобы критиковать его.
В 90-е годы Европа разрабатывала планы диверсификации источников нефти и газа с помощью Азербайджана, но по недопустимой глупости они были положены под сукно. Россия же тем временем не упускала ни одной возможности усилить свои монополистические позиции. Взяв на вооружение старый принцип 'разделяй и властвуй', она начала с того, что спроектировала газопровод Nord Stream напрямую в Германию в обход протестующей Польши. В этом году Кремль заключил сразу несколько удачных сделок и на Балканах, тем самым еще более затруднив разработку любых энергетических стратегий в рамках всего ЕС. Только за прошедший месяц была на корню скуплена компания NIS, фактически олицетворяющая весь бензиновый бизнес Сербии.
Политические последствия экономической зависимости Европы от российских нефти и газа очевидны: это и непротивление шантажу по Косово, и пассивность перед лицом угроз в адрес стран Балтии, принимающих зачастую вопиющие формы. А что до Украины - скорее всего, все как-нибудь образуется. Правда, мы на это вряд ли как-то сможем повлиять.
_____________________________________________
Мертвая хватка 'Газпрома' ("The Financial Times", Великобритания)
Железная хватка 'Газпрома' ("The Wall Street Journal", США)
Невидимая рука "Газпрома" ("The Spectator", Великобритания)
Северная вотчина 'Газпрома' ("Radio-Canada", Канада)