С тех пор как Варшава вошла в Шенгенскую зону, украинцы не могут свободно перемешаться через границу. Ситуация чревата серьезными экономическими последствиями.
'Ну, давай же, мы уже три раза проходили, и безо всяких проблем!'. Тепло укутанная Ирина не торопится последовать совету своих приятелей. Вот уже пять лет как эта пожилая женщина, железнодорожная служащая, удваивает свой тощий заработок, провозя контрабанду через польскую границу. Но страх перед таможенниками не ослабевает: 'Понимаешь, тут на кого нарвешься. Иногда они дружелюбные, иногда нет . . . Но сегодня я переходила через границу только один раз, и мне хотелось бы еще раз рискнуть'.
Под толстым пальто - спиртное и сигареты, которые эта любительница-контрабандистка перепродает в Польше с мизерной наценкой. 'А назад я везу колбасу, она там дешевле. Дело, конечно, рискованное, но игра стоит свеч!'.
Ирина принадлежит к числу тех редких украинок, которые еще могут заниматься этим 'бизнесом' . . . Еще месяц назад ежедневно на различных пограничных пунктах между Польшей и Украиной можно было наблюдать множество украинцев, обвешанных товаром. Но с 21 декабря 2007 года все изменилось: Польша, вот уже четыре года являвшаяся членом ЕС, официально вошла в зону Шенгена. Украинцы, которые до сего момента получали визу в соседнюю страну быстро и бесплатно, теперь оказались оттеснены к подножию европейской крепости.
В регионе царят недоумение и гнев. С начала месяца сотни жителей регулярно проводят акции протеста около пограничных пунктов или перед зданием польского консульства в Львове. 'Большинство местных жителей - безработные, - рассказывает Леся, которая торгует скобяными изделиями в деревне Краковец, где расположен самый крупный пропускной пункт в Польшу. - Чтобы заработать на жизнь, молодые люди работают 'челноками'. Я тоже этим занимаюсь во время своего отпуска'. Трудно подсчитать, каков будет экономический урон для местного населения. 'Они занимаются незаконной деятельностью, соответственно, доходов своих они не декларируют, - говорит философ Тарас Возняк. - Но сложившаяся ситуация затрагивает 60 000 человек. Что же касается законной торговли, то государство из-за налогов за месяц уже потеряло 140 миллионов гривен, порядка 27 миллионов долларов'.
Закрытие границы вкупе с длившейся месяц забастовкой польских таможенников нанесла серьезный ущерб всему региону. Андрей работает в транспортной компании, ведущей дела исключительно с Польшей. Для него шенгенская граница - настоящая катастрофа: 'Мое предприятие и так уже влезло в долги, а тут еще месяц простоя . . . '. Украинцы не могут смириться с этой ситуацией еще и потому, что поляки по-прежнему не ограничены в своих перемещениях и начинают перехватывают 'бизнес', которым не могут заниматься их соседи. Ведь по ту сторону границы, в Европе, тоже не рай обетованный. 'Зарплаты у нас так и остались на низком уровне, а цены все время растут, - почти извиняющимся голосом говорит один встреченный нами на границе поляк. - Мы вынуждены ездить за покупками сюда'.
Из-за нового европейского законодательства страдают не только экономические связи, но и семейные узы. 'В этой деревне кого не возьми - у всех есть родственники и друзья по ту сторону границы, - говорит Леся, стоя за прилавком своего магазинчика. - А вдруг с моими тетями или друзьями что-то случится? Я даже не смогу к ним приехать'.
'Впервые граница между Польшей и Украиной появилась после первой мировой войны. Она разделила людей, которые жили бок о бок на протяжении веков, - говорит Возняк. - Настоящей границей было супружеское ложе, потому что в большинстве случаев муж был поляком, а жена украинкой, или наоборот. Культурные связи до сих пор очень крепкие'.
В связи с нарастающим недовольством, польское и украинское правительство планируют создать 'безвизовую' зону для тех, кто живет в пределах тридцати километров от границы. 'Это - возможный вариант, - признает Тарас Возняк, - но проблему он не решит. Раньше ежегодно границу пересекали в обе стороны 6,5 миллионов человек. Консульства, как бы они ни старались, не смогут выдать такое количество виз украинцам'.
Философа, как и его сограждан, переполняет горечь: 'Это - новая Берлинская стена. С той только разницей, что ту построил СССР, а эту - Евросоюз. Чтобы увеличить свои свободы, Вы ограничиваете наши. Именно это Брюссель считает демократией'. На Западной Украине 'еврофилии' подрезали крылья . . .
____________________________
Берлинская стена на Буге ("Польское радио для заграницы", Польша)
Темная сторона Шенгена ("Gazeta Wyborcza", Польша)