Леонид Невзлин - 49-летний бывший топ-менеджер 'ЮКОСа' и член российского Совета Федерации - активизирует кампанию за освобождение своих коллег из этой нефтяной фирмы, томящихся в российских тюрьмах после осуждения за различные экономические преступления.
В письме от 7 февраля, адресованном генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну (Ban Ki-moon), Невзлин не стесняется в выражениях, называя российское руководство 'кэгэбэшной кликой в Кремле' и призывая 'международное сообщество обратить внимание' на сложившуюся ситуацию.
После ареста главы 'ЮКОСа' Михаила Ходорковского в 2003 г., отмечает Невзлин, 'более 40 человек были либо арестованы по сфабрикованным обвинениям, либо вынуждены покинуть страну, и подвергаются постоянной угрозе физического уничтожения. Сотрудники 'ЮКОСа' превратились в заложников, преследуемых по политическим мотивам, лишенных всяких прав, и подвергающихся открытой дискриминации со стороны российского правительства'.
Письмо было написано после того, как Ходорковский объявил в тюрьме голодовку, протестуя против содержания под стражей бывшего вице-президента 'ЮКОСа' Василия Алексаняна, который, как сообщается, умирает в заключении от рака. По словам источников, близких к Невзлину, жить Алексаняну осталось, возможно, всего несколько месяцев.
'Больше года назад медицинская комиссия установила, что Алексанян - он смертельно болен - нуждается в срочной медицинской помощи, - пишет Невзлин. - Европейский суд по правам человека трижды выносил решение о том, чтобы власти Российской Федерации безотлагательно перевели Алексаняна в специализированную клинику. Организация "Международная амнистия" (Amnesty International) и руководство ПАСЕ обратились к российскому правительству с аналогичной просьбой. Кремль проигнорировал эти обращения, поскольку Алексанян отказался ложно обвинить своих коллег из 'ЮКОСа' в обмен на собственную жизнь. Только сейчас, после резкой критики со стороны Запада, суд объявил, что Алексаняну будет оказана некоторая медицинская помощь'.
Невзлин добавляет, что, лишая Алексаняна возможности получить надлежащее лечение, российские власти 'перешли после взятия заложников к следующему этапу: их убийству'.
В письме, копии которого будут отправлены в Конгресс США, уполномоченному ООН по правам человека, в парламентские ассамблеи Совета Европы и ОБСЕ, Невзлин утверждает, что еще один осужденный сотрудник 'ЮКОСа', Алексей Пичугин, 'подвергался пыткам; к нему применялись наркотические и психотропные препараты. Пичугин был осужден по полностью сфабрикованным обвинениям и приговорен к пожизненному заключению только за то, что он отказался признать себя виновным и дать показания против руководства 'ЮКОСа'.
Самому Невзлину в 2003 г. удалось избежать ареста, эмигрировав в Израиль. Российские власти дважды обращались с запросом о его экстрадиции, однако эти просьбы были отклонены Государственной прокуратурой Израиля, ссылавшейся на недостаточную убедительность представленных доказательств. В 2006 г. вопрос о его экстрадиции рассматривался в Верховном суде, который согласился с мнение прокуратуры. В марте суд должен рассмотреть еще один запрос из Москвы - просьбу, чтобы министр внутренних дел Меир Шитрит (Meir Sheetrit) рассмотрел вопрос о лишении Невзлина израильского гражданства.
По словам источников, близких к Невзлину, письмо генсеку ООН означает активизацию его усилий, призванных 'привлечь внимание к этому вопросу, сделать так, чтобы о нем постоянно помнили лица, принимающие решения, и найти международно-правовые способы влияния на российские власти, чтобы улучшить условия, в которых содержатся эти люди'.
Один наблюдатель отмечает: 'Невзлин рассматривает этих людей, как заложников, подвергающихся преследованию. Даже те, кто бежал за границу, живут с сознанием того, что они - изгнанники. Поэтому он обращается в ООН, поскольку, по его мнению, ООН в прошлом не оставалась равнодушной к ситуациям с захватом заложников'.
Сам Невзлин связывает судьбу сотрудников 'ЮКОСа' с тенденцией, которую многие на Западе определяют как усиление авторитаризма в российской политической жизни.
'Уголовное преследование сотрудников 'ЮКОСа' и других противников режима - лишь один из элементов последовательных действий Кремля по демонтажу демократии в России', - отмечает Невзлин в письме Пан Ги Муну. - Журналистов в России убивают и судят только за то, что они в открытую выступают против путинского режима и в защиту демократии. Свобода слова и демократические институты в стране по сути ликвидированы, права собственности подрываются, право на свободу собраний нарушается. Спецслужбам предоставлена свобода рук, они действуют безнадзорно: ученым, правозащитникам и дипломатам предъявляются обвинения в шпионаже'.
Связаться с российским посольством в Тель-Авиве и получить его комментарии нам не удалось, поскольку по воскресеньям диппредставительство закрыто.
_______________________________
М.Ходорковский: "Все против Медведева" ("The Financial Times", Великобритания)
Сибирская ссылка ("The Financial Times", Великобритания)
Ходорковский дает залп ("The Financial Times", Великобритания)
Кремль стремится установить контроль над бизнесом ("The Financial Times", Великобритания)