Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Индия снова уйдет из Афганистана?

Индия не единственная страна, которая втайне надеется, что Америка все же останется в Афганистане

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Быть изгнанным врагами из страны, как это произошло в 1996 году, когда талибы окружили Кабул и индийцы покинули Афганистан, это, пожалуй, худший кошмар, возможный во внешней политике. Не прошло и двенадцати лет, а новая эвакуация из Афганистана уже не кажется чем-то невозможным

Быть изгнанным врагами из страны, как это произошло в 1996 году, когда талибы окружили Кабул и индийцы покинули Афганистан, это, пожалуй, худший кошмар, возможный во внешней политике. Не прошло и двенадцати лет, а новая эвакуация из Афганистана уже не кажется чем-то невозможным.

В субботу Вашингтон выступил с заявлением, которое сильно попахивает признанием поражения миссии. После шести лет антитеррористических операций высокопоставленный чиновник администрации Буша сделал категоричное заявление о том, что лидеры 'Талибана', включая Муллу Омара (Mullah Omar), находятся в городе Кветта в Пакистане, а руководство 'Аль-Каиды', в том числе Усама бен Ладен и Айман аз-Завахири (Ayman al-Zawahiri), по словам чиновника, прячутся в Северо-западной пограничной провинции Пакистана.

Откровенное заявление Вашингтона касалось не только Пакистана; оно было приурочено к ежегодной конференции в Мюнхене 26 стран Североатлантического альянса, на которой США безуспешно пытались уговорить другие страны НАТО отправить войска для ведения боевых действий на юге Афганистана. Совокупная численность войск НАТО превышает 2 миллиона человек, однако в южном Афганистане альянсу с трудом удалось собрать лишь 26-тысячный контингент. За исключением США, Великобритании, Канады и Голландии, другие члены НАТО готовы посылать свои войска лишь в относительно спокойные северные регионы страны. Разлад в отношениях становится все сильнее. В воскресенье американский министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) поставил под вопрос само будущее НАТО, заявив, что организация не может и дальше так существовать, если одни его члены участвуют в войнах, а другие - нет.

Но Европу не удалось поколебать, и у этого есть две причины. Во-первых, существует неоправданная уверенность в том, что мировой жандарм Америка будет продолжать и в одиночку вести нелегкие войны. Во-вторых, есть вполне понятное нежелание ввязываться в афганские дела, где, казалось бы, простая задача наведения порядка существенно затруднена локальными и региональными властными отношениями, на которые чужаки просто не могут повлиять.

Возьмем для примера ожесточенные дебаты в пакистанских политических кругах между теми, кто не видит иного пути кроме войны против 'Талибана' на границе с Афганистаном, и теми, кто ратует за мир с талибами. Неизвестно, что для Исламабада было бы худшим несчастьем - вести кровавую войну против повстанцев на стороне непопулярных американцев, с одной стороны, или отдать территории племен фундаменталистам, с другой.

До прошлой недели Исламабад честно вел войну. Но в четверг пакистанская армия подписала акт о перемирии с командиром талибов Бейтуллой Мехсудом (Beitullah Mehsud), человеком, который с гордостью говорит о том, что располагает целой армией террористов-смертников, и которого сам же Исламабад обвиняет в убийстве Беназир Бхутто.

Перемирие тут же снизило интенсивность боев в Северо-западной пограничной провинции. Для пакистанской армии это хорошие новости, но это еще более хорошие новости для командиров афганских талибов, которые надеются на безопасный тыл со стороны пакистанской границы, откуда к ним приходит подкрепление и провиант. Афганский 'Талибан' в результате этого перемирия отдохнет и окрепнет; перемирие в Северном Вазиристане в 2006 году позволило им позднее осуществить наиболее решительные военные предприятия. Эти сложные региональные взаимосвязи отбивают у большинства европейских стран охоту рисковать жизнями своих солдат в такой переменчивой и неоднозначной войне.

Бонн и Париж также обратили внимание на то, что региональные державы, такие как Индия, чьи ставки в Афганистане намного крупнее, упорно отказываются участвовать в войне. Индия вложила почти три четверти миллиарда долларов в тщательно продуманное восстановление этой разрушенной страны. Однако более внимательные члены НАТО не могли не заметить, что советник по национальной безопасности Индии М.К. Нараянан (MK Narayanan), произнесший речь на конференции в Мюнхене в воскресенье, говорил о взаимосвязи между 'Аль-Каидой' и террористическими организациями, которые угрожают Индии - 'Лашкар-и-Тойба' (Lashkar-e-Toiba), 'Джаиш-и-Мухаммад' (Jaish-e-Mohammad), 'Харкат-уль-Джихад-и-Ислами' (Harkat-ul-Jehad-e-Islami), но не об отправлении войск в Афганистан.

Сегодня в Нью-Дели уже рассматривают возможность падения Афганистана под натиском 'Талибана', и, как в конце 1990-х, Индии придется закрыть посольство и вывезти всех индийских граждан из страны. Официальные лица в министерстве иностранных дел уже начали подсчитывать успехи и неудачи последних шести лет в Афганистане. Один из успехов, на который обращают внимание, - налаживание тесных связей с пуштунами и даже наиболее умеренными членами 'Талибана'. Гуманитарная помощь, поставляемая Нью-Дели, помогла завести много новых друзей в стране, которая всегда была расположена к Индии. Но все прекрасно понимают грань, которую нельзя переступать: Индия скорее полностью уйдет из Афганистана, чем станет вести там войну.

Как и большинство членов НАТО, Индия предпочитает бороться с терроризмом у себя дома, в отличие от Америки, готовой вести войну на чужой территории. И это несмотря на сведения из сетей экстремистов о том, что победа джихада в Афганистане означает планомерное наступление экстремистов в штате Джамму и Кашмир. Бывший глава пакистанской межведомственной разведки генерал-лейтенант Хамид Гул (Hamid Gul), один из идеологов повстанческой войны в Кашмире, призвал к новому наступлению в Кашмире, которое, по его словам, станет возможным после вывода войск США из Афганистана.

Но пока США тверды, и Индия ежедневно выигрывает от их присутствия в Афганистане. История посмеялась над одной из самых опрометчивых речей Джорджа Буша, когда, стоя на борту авианосца 'Авраам Линкольн', 1 мая 2003 года он объявил о победе в иракской войне. В той речи он также произнес фразу, которую сейчас уже забыли. Тогда Буш сказал: 'Другие нации всегда сражались в чужих землях, чтобы остаться и заниматься эксплуатацией. Американцы после победы хотят лишь вернуться к себе домой'.

Индия не единственная страна, которая втайне надеется, что Америка все же останется в Афганистане.

_______________________________________________

Отказываться от Афганистана пока рано ("The Financial Times", Великобритания)

Умрет ли НАТО в Кабуле? ("La Stampa", Италия)