Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Если Совбез ООН не сможет выносить постановления, мир обойдется без него

Ослабление Совета Безопасности свидетельствуют о том, что высшие органы ООН закостенели и не соответствуют своему назначению

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если в ближайшие дни власти Косово, как ожидается, в одностороннем порядке провозгласят независимость края, Совет Безопасности ООН ее не признает. Россия собирается воспользоваться своим правом вето, поскольку считает, что этот шаг противоречит закону. Она в частности ссылается на резолюцию 1244 от 10 июня 1999 года, в которой Совбез ООН не только постановил создать международные силы безопасности, призванные защитить албанское население от преследований Белграда ...

Если в ближайшие дни власти Косово, как ожидается, в одностороннем порядке провозгласят независимость края, Совет Безопасности ООН ее не признает. Россия собирается воспользоваться своим правом вето, поскольку считает, что этот шаг противоречит закону. Она в частности ссылается на резолюцию 1244 от 10 июня 1999 года, в которой Совбез ООН не только постановил создать международные силы безопасности, призванные защитить албанское население от преследований Белграда, но и подтвердил

'приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии'.

От вышеупомянутой Союзной Республики к тому времени осталась одна Югославия. 1992 году независимость провозгласили Босния и Герцеговина, Хорватия и Словения, возникли три новых государства, которые были единогласно приняты в ООН, затем в 1993 году отделилась Македония, которая вошла в ООН под временным названием 'Бывшая югославская республика Македония'.

Таким образом, в состав Союзной Республики Югославии, о территориальной целостности которой так пекся Совет Безопасности, в то время входила Сербия (включая Косово) и Черногория. В мае 2000 года это государственное сообщество было принято в ООН под названием Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория). Затем в июне 2006 года в Черногории был организован референдум, в ходе которого большинство населения высказалось за отделение от Сербии. В результате Черногория в свою очередь вышла из состава Союзной республики и стала членом ООН, и в этом случае опять же обошлось без всякого вето Совета Безопасности.

Если оставаться в рамках правового поля, придется признать, что юридическое лицо, о котором говорилось в резолюции 1244, сегодня не является тем же самым юридическим лицом, каким оно было в 1999 году. Его территория стала меньше, принцип 'территориальной целостности' не смог помешать отделению Черногории.

Из этого логически следует, что легальный запрет на предоставление независимости Косово, который в принципе исходит из данной резолюции, уже не имеет прежней силы. Его стоит соотнести с другими разделами резолюции, в частности с Приложением 2, в котором содержалось требование о выводе военных (сербских) сил из Косово (что лишало их контроля над территорией) и перечислялись шаги, которые нужно предпринять в виду 'политического процесса в направлении достижения временного политического рамочного соглашения, предусматривающего существенное самоуправление'.

Но в подобных делах право не ограничивает свободу действующих лиц. А они уже тоже не те, что прежде. Россия 2008 года не похожа на страну, которой была в 1999. Она с еще большим рвением поддерживает Сербию. Америка 2008 года изменилась по сравнению с 1999. США стоят на стороне Косово, но самоуверенности у них поубавилось. И Совет Безопасности в 2008 году отличается от того, каким он был в 1999: он уже даже решение принять не способен.

Между территориальной целостностью Сербии, закрепленной в резолюции 1244, подтвержденной в соглашениях, заключенных в том же году в Рамбуйе и считающейся непреложным принципом, и 'существенным самоуправлением' Косово - туманным предложением, которое за девять лет социальной практики стало истолковываться только как 'независимость', - уже не существует компромиссного решения. И закон, которым потрясают одни, не сможет помешать тому, что другие считают политикой.

Совет Безопасности уже не может выносить постановления: ни запретить Косово провозгласить независимость, ни принять его как государство в свои ряды. А значит, политический процесс пойдет без его участия, вне его стен. Президент Косово Хашим Тачи поделился с иностранными наблюдателями своими подсчетами: 'Нас готовы признать почти сто государств'. Говоря другими словами, если закон не на стороне Косово, оно возьмет количеством голосов, и это количество в конечном итоге начнет вершить закон. В отсутствии четкой позиции верховного органа ООН, который по идее должен принимать важные решения по проблемам мировой безопасности, страны-члены ООН будут принимать решения сами, исходя из своих национальных или региональных интересов, а также опираясь на собственный исторический опыт.

Страны, в которых сильны сепаратистские движения, возможно, не захотят создавать 'прецедент' и бросятся на защиту Сербии. Государства, которые сами образовались в результате отделения, признают независимость Косово, как только она будет провозглашена. Другие станут выжидать и смотреть на развитие событий, прежде чем принять решение. Не исключен вариант того, что крупные державы пригрозят зависящим от них странам карательными мерами, если они попробуют проявить самостоятельность. Поживем - увидим.

Ослабление Совета Безопасности свидетельствуют о том, что высшие органы ООН закостенели и не соответствуют своему назначению. Но на них свет клином не сошелся. Если крупные державы не способны пожертвовать своим правом вето, даже разделить между собой власть в рамках Совета Безопасности, если они не могут выработать единую позицию, страны-члены ООН будут поступать по своему усмотрению, как это делают участники народной ассамблеи, когда правительство теряет контроль над ситуацией.

Пригрозит ли Россия после провозглашения независимости Косово оказать содействие стремящейся к независимости Абхазии? Может быть, но сколько государств признают независимую Абхазию? А сколько - Турецкую Республику Северного Кипра? А Паданию? А Тамильское государство? И так до бесконечности? Кто будет определять то минимальное количество голосов, которое необходимо для политически приемлемого признания независимости государства?

Если ООН утратит свою монополию на узаконение новых государств, и если участь последних будет зависеть от оппортунистического решения государств существующих, может сложиться крайне опасная ситуация. Ибо тогда ООН утратит возможность выносить оценки действиям государств и, соответственно, лишится права вмешиваться в случае возникновения доказанной и серьезной угрозы миру во всем мире. Правда, не исключено, что она это право уже утратила.

____________________________

Косовский "принцип домино" ("The Wall Street Journal", США)

Балканы - роковая ошибка Европы ("Liberation", Франция)