Wednesday, February 13, 2008; Page A19
В прошедшем году мы увидели, что иракцы решительно настроены на укрепление своего собственного суверенитета. Иракская армия и полиция идут в первых рядах, обеспечивая безопасность на значительной части территории этой страны. Ирак налаживает отношения с другими странами Ближнего Востока. Иракский народ хочет удовлетворять свои собственные потребности и определять свою судьбу. И он стремится к нормальным взаимоотношениям с Соединенными Штатами.
Наши военные и дипломаты приносят огромные жертвы, помогая Ираку встать на путь самостоятельного развития. Решающий этап данного процесса начнется в предстоящие месяцы, когда наш посол в Багдаде Райан Крокер (Ryan Crocker) приступит к переговорам о принципиальной схеме нормализации отношений с иракским правительством. В рамках этих переговоров должно быть подготовлено соглашение о 'статусе вооруженных сил'. Мы призываем Конгресс и американскую общественность поддержать усилия наших ведущих дипломатов и военных, когда они приступят к этим переговорам. Мы считаем, что данные переговоры крайне важны для достижения успеха в Ираке, а также для защиты жизненно важных интересов и безопасности Соединенных Штатов.
Для начала немного истории. Когда американские войска временно или постоянно размещаются на иностранной территории, возникает масса правовых вопросов - от общих масштабов выполняемых ими задач до мелочей повседневной жизни, от права на применение силы до правил доставки почтовой корреспонденции. Мы в индивидуальном порядке разрабатывали такие соглашения о статусе вооруженных сил для более чем 115 стран. Соглашения эти составляются таким образом, чтобы учесть обстоятельства и особенности каждой отдельной страны, а также конкретные требования и задачи находящихся там американских войск.
Присутствие войск США и наших партнеров по коалиции в Ираке, а также их задачи определены резолюциями ООН. В конце нынешнего года истекает срок полномочий, предоставленных ООН. Ирак дал понять, что не намерен продлевать этот срок. Взамен он хочет заключить соглашение, которое более соответствует взаимоотношениям двух суверенных государств и определяет их.
В США ведутся дебаты по поводу перспектив присутствия, состава и задач американских войск в Ираке. Однако понятно, что американским силам придется действовать в этой стране и после окончания нынешнего года, чтобы обеспечивать новые успехи в деле стабилизации обстановки в Ираке.
В ходе предстоящих переговоров мы хотим определить базовые параметры американского присутствия в этой стране, включая соответствующие полномочия и юрисдикцию, которые необходимы для эффективных действий и выполнения наших важнейших задач. А к этим задачам относится помощь иракскому правительству в борьбе с 'Аль-Каидой', в создании собственных сил безопасности, в остановке потока смертоносного оружия из Ирана, а также противодействие подготовке боевиков на его территории. Наряду с этим, мы стремимся создать фундамент для налаживания прочных взаимоотношений с Ираком, которые будут соответствовать нашим общим интересам в сфере политики, экономики, культуры и безопасности.
В ходе переговоров не подлежат обсуждению такие вопросы, как мандат на выполнение боевых задач американскими войсками и численность войск. Соединенные Штаты Америки не возьмут на себя обязательство совместно с Ираком вступать в войну против других стран или предоставлять иные гарантии по обеспечению безопасности. В ходе переговоров не будет обсуждаться вопрос о создании постоянных баз на иракской территории (этого не хотим ни мы, ни Ирак). Кроме того, в соответствии с прочно установившейся практикой таких соглашений, для их утверждения не нужна будет ратификация Сената США. Однако мы будем работать в тесном контакте с соответствующими комитетами Конгресса, регулярно информируя законодателей и обеспечивая полную прозрачность. Закрытые брифинги уже проводятся, и мы ждем активного участия в них представителей Конгресса.
Если говорить коротко, то ничто из повестки предстоящих переговоров не должно связывать руки нашему следующему главнокомандующему, кем бы он или она ни был. Наоборот, президент получит законные полномочия для защиты наших национальных интересов, а также свободу действий в выработке курса следующей администрации.
Необходимость создания нормальных двусторонних отношений такого рода признается многими. Она находит поддержку среди умеренных политических сил всех иракских общин - суннитов, шиитов и курдов. К этому призывает и двухпартийная группа наших высокопоставленных сенаторов, в которую входят Карл Левин (Carl Levin), Джон Уорнер (John Warner) и Ричард Лугар (Richard Lugar). За создание таких отношений выступают и различные комиссии в составе представителей обеих партий. Среди них - независимая комиссия по силам безопасности Ирака (Independent Commission on the Security Forces of Iraq), которую возглавляет генерал корпуса морской пехоты в отставке Джеймс Джонс (James L. Jones). А комиссия Бейкера-Гамильтона (Baker-Hamilton commission) выступает за определение более долгосрочных задач, для которых и нужно будет такого рода соглашение.
Мало кто сомневается в том, что 2008 год станет годом важных перемен для Ирака, поскольку численность наших войск в этой стране будет сокращаться, круг наших задач будет меняться, а иракцы будут по-прежнему укреплять свой суверенитет. Но для обеспечения дальнейшего успеха и продолжения того, что мы наблюдаем в последние месяцы, иракскому народу и правительству по-прежнему нужна будет наша помощь. Иракцы потребовали нормализации отношений с нашей страной, и такого рода отношения станут частью основы успеха в Ираке. И будущие американские администрации смогут развивать этот успех, отталкиваясь от созданной базы.
Кондолиза Райс - государственный секретарь США, Роберт Гейтс - министр обороны США.
____________________________________________________________
Наращивание группировки в Ираке дало результаты ("The Wall Street Journal", США)
Как изменить Ирак ("The Washington Post", США)