И в Киеве, и в Москве довольны результатами переговоров президентов Украины и РФ Виктора Ющенко и Владимира Путина в российской столице. Действительно, по итогам заседания межгосударственной комиссии утвержден План действия Россия - Украина до 2009 года, намечающий ключевые направления взаимодействия в самых разных областях. По мнению украинского президента, очень важно было 'запустить механизм государственной комиссии 'Путин - Ющенко', которая дает возможность через План действий 2008 года дать ответ по существу на два - три десятка самых сложных вопросов, которые возникают в практике наших отношений'. Ющенко также отметил хороший динамизм в переговорном процессе по урегулированию проблемы делимитации по Азовскому морю.
Со своей стороны российский президент также выразил удовлетворение итогами 'встречи, позволившей сверить часы, согласовать совместные шаги по насыщению нашего партнерства конкретными делами на благо наших двух народов'. По словам Путина, результаты заседания комиссии, наши переговоры с украинским президентом подтвердили взаимный настрой на дальнейшее наращивание двустороннего сотрудничества. В то же время он признал, что приоритеты России и Украины не всегда совпадают. Особенно это проявилось в одном из ответов на вопрос украинского журналиста, спросившего, какой является официальной позиция Кремля в том, что будут пересмотрены отношения с Украиной, если она все-таки станет членом НАТО в перспективе. Путин отметил, что теоретически нельзя исключить этого, что Россия нацелит на Украину свои ударные ракетные системы при размещении натовских баз на украинской территории. Ющенко объяснил журналистам, что украинская Конституция не предусматривает создание на территории Украины баз других государств и блоков. 'Мы исходим из того, что каждая нация, каждая страна формирует свою концепцию оборонной политики, политики безопасности', - подчеркнул украинский президент.
Очевидно, что не совсем совпадают интересы Украины и России относительно празднования некоторых исторических дат. Как сообщил Путин, обе стороны также договорились подумать о том, как достойно отметить 1020-летие крещения Руси в этом году, а в следующем году - 300-летие Полтавской битвы. Как известно, последняя тема неоднозначно воспринимается украинцами.
Как оценивают результаты переговоров президентов Украины и Российской Федерации Виктора Ющенко и Владимира Путина российские и украинские эксперты? Какую политическую цену должна платить Украина за то, что цена на газ сохранилась на прежнем уровне? Что означает заявление Путина о возможном нацеливании на Украину российских ударных ракетных систем? Можно ли рассматривать успешное завершение переговоров между Путиным и Ющенко, что на будущих президентских выборах в Украине Кремль может поддержать нынешнего украинского президента?
Николай Петров, член научного совета Московского центра Карнеги:
- Мне кажется, что были разные ожидания. В целом, по видимому, можно считать встречу достаточно успешной. Коль скоро главные проблемы были решены или, по крайней мере, стороны объявили, что они продвинулись в их решении и планировавшееся сокращение подачи газа было вначале временно, а потом вообще приостановлено. Рано еще говорить о том, что проблемы окончательно решены, но, по крайней мере, можно считать, что встреча Ющенко и Путина прошла достаточно успешно и сторонам удалось поговорить по целому ряду важных вопросов. А по другим вопросам переговоры будут продолжены.
Что касается предупреждения Путина относительно возможности нацеливания на Украину ударных ракетных систем в случае размещения НАТОвских баз на украинской территории? Я думаю, что, в принципе, ситуация с НАТО и в силу политического календаря на Украине и в Грузии, и те опасения России и Путина, которые были связаны с возможностью уже сейчас подключения этих двух стран к Плану действий по обретению членства в НАТО, сейчас несколько ослабли в силу того, что вряд ли в Украине и в Грузии будут форсировать в данный момент события.
И мне кажется, что последний визит премьер-министра Юлии Тимошенко в Брюссель как раз свидетельствует о том, что, по-видимому, до президентских выборов на Украине вряд ли будут рисковать таким достаточно сложным в восприятии украинского общества и чреватым резким обострением отношений с Россией сюжетом, как присоединение к НАТО. Не говоря о том, что и в НАТО очевидно, что США как главный двигатель расширения Альянса сейчас очень сильно озабочены внутриполитическими проблемами и своими выборами. И, по-видимому, можно говорить о некотором временном не моратории, но, по крайней мере, откладывании темы ПДЧ. Эти проблемы перестали быть срочными и в этом смысле их острота уменьшилась для отношений России с Украиной и Грузией.
Я думаю, что всегда по горячим следам очень трудно и сложно судить обо всем комплексе обсуждавшихся проблем. Понятно, что это был большой пакет. И понятно, что для Виктора Ющенко отношения с Москвой гораздо важнее в свете предстоящих президентских выборов и выстраивании его кампании и того, как будет выглядеть кампания Тимошенко, чем целый ряд конкретных сюжетов, усложняющих взаимоотношения России и Украины на сегодняшний день. Трудно сказать, как и каким образом это в пакете обсуждалось. Но судя по тому, что, по сути, в газовом вопросе российская сторона пошла на уступки, по-видимому, есть какие-то договоренности. Можно гадать какие? Это может быть связано с не форсированием присоединения Украины к НАТО. Можно это увязывать с какими-то другими сюжетами. Их очень много в российско-украинских отношениях.
Я бы еще подчеркнул очень важный элемент в отношениях, как отказ России от использования украинских станций предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Кроме того, поскольку Украина вступит в ВТО раньше России, то будет важна позиция Киева по отношению к Москве в этом вопросе. Вот собственно комплекс вопросов, который сейчас наиболее существенен для двух президентов. Но, мне кажется, что главные проблемы и сложности в российско-украинских отношениях в целом позади. Тот шок, который был связан с резким изменением газовой политики 'Газпрома', был разовой вещью.
Как ни тяжело он бы не сказался на отношениях, но в целом уже такой объем ухудшений невозможен. Потому что реализуется такой достаточно прагматичный и жесткий и при этом гораздо более понятный подход, который исключает какие-то подспудные недовольства одной или другой стороны. Экономика - это экономика. Политика - это политика. И в Киеве, и в Москве политика этим толчком перестроена в очень сильной степени. И дальше проблема в том, чтобы наши отношения не стали заложниками внутриполитических баталий и проблем. Конечно, это связано с украинскими президентскими выборами. И с тем, как будет развиваться политическая ситуация в России. Понятно, что мы соседи. Понятно, что Украина должна балансировать, сочетать западный и восточный векторы. По крайней мере, сейчас складывается впечатление, что это осознано и принято обеими сторонами. Нынешний баланс между западным и восточным вектором в украинской политике не является односторонним и, действительно, является балансом.
Что касается отказа России от СПРН. Мне кажется, что в этом случае можно говорить о том, что Россия предпринимает какие-то шаги по дистанцированию в плане военно-технического сотрудничества. А здесь целый ряд опасений российской стороны в связи с движением Украины в сторону НАТО был связан именно с этими моментами. С одной стороны, отказ от использования СПРН связан с тем, что Россия уже подготовила альтернативные варианты, а с другой, он означает, что меньше остается таких жестких крючков, которые могут очень болезненно реагировать на движение украинской стороны в сторону НАТО.
Что касается будущих президентских выборов на Украине, то понятно, что Россия - очень важный фактор в украинской политике. И ни один из серьезных кандидатов не может не думать о выстраивании отношений с Россией. Как неоднократно заявлял Путин, особенно после неудачной попытки каким-то образом влиять на прошлые президентские выборы, Россия демонстративно склонна к сохранению статуса-кво. В этом смысле было бы неправильно говорить о том, что Кремль будет всецело поддерживать Ющенко на выборах в его борьбе с Тимошенко. Но, мне кажется очевидным, что не будет однозначной позиции: поддержки одного против другого. Дальше вопрос политики, каким образом будут строиться эти отношения. Если вы обратите внимание на последние выборы в Сербии, когда был кандидат, который считался пророссийским. И накануне второго тура действующий президент Сербии Тадич приехал в Москву. Он заключил целый ряд соглашений, важных для Сербии и российско-сербских отношений. Тем самым он продемонстрировал своим избирателям, что при сохранении его у власти отношения с Россией не будут ухудшаться, а, наоборот, развиваться. Мне кажется, это знаковая позиция Кремля и, по-видимому, она будет иметь место и на украинских выборах.
Александр Сушко, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:
- Результаты встречи в общем предсказуемы. Подписаны готовившиеся документы и урегулированы острые вопросы по газу, возникшие в последние дни. Стороны также обменялись видением проблем, которые в последние месяцы несколько омрачали двухсторонние отношения. Понятно, что по большинству вопросов они остались при своих мнениях.
Пришлось ли Ющенко заплатить какую-нибудь политическую цену за урегулирование газового вопроса и цены на газ? Эта тема очень специфическая. Потому что обычно мы сначала узнаем о хороших новостях, а потом через какое- то время о плохих, которые в начале скрываются. Поэтому сейчас я не рискую прогнозировать. Мы хорошо помним 4 января 2006 года, когда тоже по первым сообщениям казалось, что все было нормально. А потом выяснилось, что Украина попала в такую ловушку.
Слова Путина относительно возможного нацеливания российских ракет на Украину являются риторикой, рассчитанной на некомпетентную публику. Это одна из немногих традиционных страшилок, которой пользуется российская сторона. Любое компетентное лицо знает, что нет никакой связи между членством отдельных стран в НАТО и размещением на их территории систем Противоракетной обороны. Эти системы размещаются на двухсторонней основе между США и отдельными партнерами, независимо от того, являются ли они членами НАТО или нет. Более того, никаких потребностей размещения американских ПРО на территории Украины нет и не будет. Судя по всему, здесь мы видим очевидный дефицит аргументов, когда для обоснования нежелательности членства Украины в НАТО пытаются использовать аргументы, совершенно не относящиеся к сфере вступления в Альянс.
По поводу возможного форсирования или не форсирования Украиной событий относительно получения ПДЧ. Украина подала заявку на ПДЧ, которая находится на рассмотрении в НАТО. Тогда заявку можно было либо отозвать, либо продолжить ждать ответа Альянса. Сейчас от Украины и ее форсирования уже ничего не зависит. Разве что Украина может объявить, что рассчитывает на получение ПДЧ не в Бухаресте, а через несколько лет в другом месте. Но тогда нужно внести правку в этот документ. А сейчас заявка лежит на столе НАТО, и Альянс будет решать, когда предоставить Украине ПДЧ.
По поводу заявленного украинским президентом динамизма в переговорном процессе относительно делимитации Керченского пролива. У меня нет данных о том, что стороны пришли к согласию по поводу основного спорного вопроса: признания административных границ бывших Советских республик и проведения границы на восток от острова Тузла.
По поводу совместного празднования 300-летия Полтавской битвы. Если бы речь шла о современных европейских нациях, то они очень быстро нашли бы формулу того, как втроем отметить годовщину этих событий. На самом деле мы видим с российской стороны попытки отметить не годовщину, а очередное событие российской славы и подать празднование Полтавской битвы как один из ключевых символов восстановления имперской мощи России. Понятно, что в таком контексте такое празднование неприемлемо, прежде всего, для Украины. Думаю, что и для Швеции тоже. Но ни при каких обстоятельствах не может быть празднования имперского величия одной из участниц этих событий. Действительно, диалог нужно вести, чтобы у нас не было двух альтернативных празднований. И в процессе диалога найти решения относительно сценария и формата празднования.
Вряд ли можно говорить о возможной поддержке Кремлем Виктора Ющенко на президентских выборах 2009 года. Он не воспринимается в России как свой человек. Он является носителем другой системы ценностных координат. Кроме того, вряд ли Россия будет кого-либо открыто поддерживать в Украине. Скорее всего, будут раскладываться яйца в разные карманы в зависимости от конфигурации на момент выборов. Никакой ставки на Ющенко и Тимошенко быть не может.
________________________________
Попахивает шантажом ("The Independent", Великобритания)
Четвертая газовая война ("ИноСМИ", Россия)