Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Наступает момент Косово

Косово это не Приднестровье, не Абхазия и не Южная Осетия. Это анахронический остаток ныне не существующей страны Югославии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вместо того, чтобы лелеять память о древних битвах, о символах побед и поражений, о сужающихся границах, и изображать из себя незаслуженно оскорбленную жертву, Сербия начнет понимать, что она натворила, и будет смотреть вперед - на Запад, а не на Восток.

В воскресенье Европа получит новое государство Косово, и после долгих 17 лет страшного кровопролития, начавшегося с войны в Словении, завершится процесс распада Югославии. Это хороший повод для торжества.

Я говорю 'торжества', но Сербия недовольна созданием 'фиктивного государства на сербской территории', как сказал премьер-министр этой страны. Русский медведь зарычит, напряженность на Балканах на какое-то время усилится, а юристы начнут сетовать по поводу создания прецедента.

Но в действительности независимость Косово оправданна, уникальна и неизбежна. Другого выхода просто нет. Сербия давно уже потеряла Косово из-за своей националистической авантюры. Возникшие противоречия преодолеть невозможно. Дальнейшая отсрочка неотвратимого лишь нанесет вред региону.

Поэтому, как мне говорят проверенные источники, наступит воскресенье, и Косово провозгласит независимость. А уже в начале следующей недели крупные державы, включая Соединенные Штаты Америки, Францию, Великобританию и Германию, признают это новое государство.

Министры иностранных дел Евросоюза в понедельник проведут встречу, на которой могут выступить с политическим заявлением, отметив, что условия для такого признания выполнены. Подавляющее большинство 27 стран-членов ЕС - не менее 20 по количеству - тоже должно без промедлений признать Косово.

Группу сопротивляющихся возглавит Кипр, северная часть которого оккупирована Турцией. Остальные страны, не желающие идти на признание Косово (некоторые - из-за опасений по поводу собственных стремящихся к отделению меньшинств), это Испания, Румыния, Словакия, Греция и Болгария.

Единодушие лучше всего, но и широкого консенсуса будет вполне достаточно. Благодаря в основном активной работе посла Германии в Великобритании Вольфганга Ишингера (Wolfgang Ischinger) Евросоюз проявляет достаточно мощное единодушие. Что еще более важно, США и Европа в этом походе идут в ногу - а такое в последнее время происходит не часто.

'Это было наше общее начинание, которое показало, как мы и Европа должны работать вместе', - заявил бывший посол США в Индии Фрэнк Уиснер (Frank Wisner), безрезультатно в прошлом году вместе с Ишингером пытавшийся сблизить Косово с Сербией. Вот его мнение: 'В Белграде никто и никогда даже не пытался протянуть руку косовским албанцам'.

В последние десятилетия сербы действительно не очень-то стремились протягивать руки навстречу Косово. Покойный диктатор Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) привел в действие кровопролитный механизм сербского национализма 24 апреля 1987 года, когда он отправился в Косово и заявил, что если албанцы добьются своего, это будет 'осквернением памяти сербских предков'.

Подавление Милошевичем косовской автономии стало главным элементом в его кампании по превращению Югославии в 'Сербославию'. Возмущение его действиями привело к независимости бывших республик Югославии от Хорватии до Македонии. Сербы будут пинаться и вопить, но Косово - это просто последняя часть умершего государства, которая неотвратимо пошла своим путем.

Албанцы, составляющие 95 процентов двухмиллионного населения Косово, не могут примириться с Сербией, которая их угнетала, зверски мучила, изгоняла из собственных домов и убивала, пока в 1999 году не вмешалась НАТО. Белград это не швейцарский Берн, и Приштина в составе Сербии всегда была бы городом отверженных.

Но сербы, слепо пытаясь отстоять свои несостоятельные претензии на нравственную правоту, заявляют, что Армия освобождения Косово - это тоже далеко не пушистые котята. Да и боснийская армия, которая возникла после сербского геноцида против бошняков-мусульман, продолжавшегося с апреля по сентябрь 1992 года, тоже была отнюдь не паинькой. Это верно: если людей подвергать жестоким гонениям, то они в конце концов объединятся, восстанут, начнут борьбу и одержат победу.

Что теперь будет делать Сербия? Премьер-националист Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica) говорит, что 'ни минуты не позволит существовать такому образованию'.

Сербия выступает с такими громкими возражениями с тех самых пор, как Организация Объединенных Наций в своей Резолюции 1244 от 1999 года ясно заявила, что защищенная войсками НАТО и обеспеченная протекторатом ООН косовская автономия будет существовать только до 'окончательного урегулирования'. А Белград никогда такого урегулирования не хотел.

Я считаю, что Сербия немного помутит воду, но на открытое насилие и отключение электричества в Косово не пойдет. Часть из 120 тысяч косовских сербов может покинуть свои дома и отравиться в путь. А сербы северного анклава Митровица могут начать борьбу за отделение.

Но избрание на недавних выборах прозападного президента Сербии Бориса Тадича (Boris Tadic) способно стать сдерживающим фактором. Другим сдерживающим фактором будет давление США и Европы на албанцев. Косовский премьер-министр Хашим Тачи (Hashim Thaci) делает примирительные жесты в сторону сербов. Это позитивный момент.

Россия созовет внеочередное заседание Совета Безопасности ООН. Она будет кричать. Но Москва поставила не на ту лошадь. Европа совершенно правильно дает понять, что не уступит российскому давлению. А в итоге Сербия будет вынуждена начать движение в направлении ЕС.

Косово это не Приднестровье, не Абхазия и не Южная Осетия. Это анахронический остаток ныне не существующей страны Югославии, провинция, восемь лет жившая под управлением ООН в ожидании окончательного урегулирования, которое в составе Сербии невозможно. Милошевич сделал ставку на геноцид и национализм - и проиграл.

Я считаю, что в конечном итоге такой исход окажется позитивным для Сербии. Вместо того, чтобы лелеять память о древних битвах, о символах побед и поражений, о сужающихся границах, и изображать из себя незаслуженно оскорбленную жертву, Сербия начнет понимать, что она натворила, и будет смотреть вперед - на Запад, а не на Восток.

___________________________________________________________

Как избежать нового кризиса в Косово ("The Wall Street Journal", США)

Край Косово готов ("The International Herald Tribune", США)