Выборы новых президентов в Сербии и России вызывают у Запада острое несварение желудка
Проект по созданию постсоветского 'нового мирового порядка' терпит все новые неудачи; сейчас он натолкнулся на два 'новых старых' препятствия - 3 февраля на президентских выборах в Сербии был переизбран на второй срок глава Демократической партии Борис Тадич (Boris Tadic), одержавший нелегкую победу над кандидатом от Радикальной партии Томиславом Николичем, а в России кандидат в президенты от 'Единой России' Дмитрий Медведев явно опережает соперников в ходе предвыборной кампании (голосование состоится 2 марта); его рейтинг популярности достигает 75%.
Впрочем, в Сербии для авторов проекта все могло закончиться куда плачевнее - Тадич, хотя и выступает против независимости Косово, все же является для них 'лучшим из худших' вариантов, поскольку он - большой поклонник Евросоюза. Победа Николича, занимавшего пост вице-премьера при президенте-социалисте Слободане Милошевиче, обернулась бы созданием российской военной базы у границы Косово и отказом Сербии от любых связей с ЕС.
Тадич, сыгравший важнейшую роль в свержении Милошевича, хочет и сохранить Косово, и привести Сербию в ЕС - к этому случаю отлично подходит поговорка 'За двумя зайцами погонишься. . .'. К тому моменту, когда вы будете читать эти строки, косовские националисты, возможно, уже провозгласят независимость края, провоцируя тем самым россиян и сербов на бесконечные, мучительные попытки торпедировать этот абсолютно незаконный акт (в конце, концов, какое право имеют США и ЕС распоряжаться судьбами чужих территорий?) Сербы явно надеются, что Тадичу удастся совместить несовместимое, но это - увы - нереально, и нам остается лишь надеяться, что Николич и Россия смогут дать ему хоть какую-то 'точку опоры'. Дело в том, что нынешний премьер и коллега-'демократ' Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica) отказался поддержать Тадича в преддверии последних выборов, где победитель определился буквально с помощью 'фотофиниша'. Это - не слишком хороший признак в свете дилеммы, стоящей перед президентом, поскольку ЕС уже дал понять, что признает независимость Косово сразу после ее провозглашения.
Россия тем временем готовится избрать преемника Владимира Путина. Если не случится ядерной войны или нового '1917 года', победителем вероятнее всего станет первый вице-премьер Дмитрий Медведев. Этот застенчивый интеллигентный юрист раньше был у Путина главой администрации; с 2000 года он также занимает пост председателя правления 'Газпрома', а в правительстве отвечает за 'национальные проекты' по развитию инфраструктуры.
Началась странноватая игра по принципу 'махнемся не глядя': после окончания президентского срока Путина Медведев пообещал назначить его премьер-министром; западные державы это известие привело чуть ли не отчаянье. Агентство Reuters в ужасе предостерегало, что тандем Путин-Медведев, возможно, будет править Россией аж до 2033 г. Сергей Миронов, лояльный Кремлю спикер верхней палаты российского парламента, высказал предположение, что после Медведева главой государства может снова стать Путин, проработать два срока (возможно, уже не четырехлетних, а семилетних), а затем передать бразды правления все тому же Медведеву. Подобный сценарий выглядит крайне маловероятным, но для охочих до сенсаций 'говорящих голов' с западных телеканалов он - просто находка.
Бывший путинский премьер Михаил Касьянов и чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, которых западные СМИ поднимают на щит как реальную альтернативу Путину, в список кандидатов не прошли, и теперь трубят на всех перекрестках, что нынешний президент прибег к бандитским методам и всевозможным грязным трюкам - лишь бы не позволить им спасти Россию от диктатуры. Касьянов обвинил Путина в том, что тот душит демократию, и заявил, что стал жертвой 'оргии беззакония', развязанной властями. Экс-премьер утверждает, что его сторонников шантажом вынудили подписать ложные показания о том, что подписи, собранные в его поддержку, подделаны. На деле же оба любимчика Запада на родине крайне непопулярны, а потому как-то не верится, что государству понадобились какие-то 'оргии', чтобы их предвыборные кампании провалились.
Самый серьезный соперник Медведева - лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов (его рейтинг поддержки равен 13%); за ним следуют квазифашист Владимир Жириновский (рейтинг 12%) и глава Демократической партии Андрей Богданов (рейтинг 1%). New York Times называет их 'декоративными кандидатами', хотя в 1996 г. Зюганов по числу голосов, возможно, опередил Ельцина, но не стал президентом, поскольку речь шла о 'судьбоносных' выборах из той серии, где социалисты или либералы всегда проигрывают 'в последнюю минуту' (достаточно вспомнить судьбу Эла Гора (Al Gore) в 2000 г. или мексиканского социалиста Лопеса Обрадора (Lopez Obrador) в 2006). Остается лишь удивляться, насколько западные СМИ искажают факты, и насколько невозмутимо воспринимает Россия развязанную ими истерию. Да, кстати: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) снова угрожает бойкотом российских выборов - вероятно пытаясь добавить 'остренького' в свое пресное и поднадоевшее блюдо.
Передача власти должна пройти гладко: Медведев намерен сосредоточиться на борьбе с коррупций и экологических проблемах. 'Россия - страна правового нигилизма. . . Коррупция в органах власти. . . имеет сегодня огромные масштабы. . . борьба с ней должна превратиться в национальную программу', - отметил он в одном из выступлений. Правительство разрабатывает стратегию социально-экономического развития страны до 2020 г., предусматривающую восстановление инфраструктуры, улучшение качества питьевой воды и утилизацию отходов. Медведев также подчеркнул, что России незачем извиняться за контакты с 'проблемными', как он выразился, государствами - это был явный намек на Иран. По его словам поддержание отношений с ними - одна из обязанностей России на международной арене.
России 'необходимы десятилетия стабильного развития - то, чего наша страна была лишена в 20 столетии', - подчеркнул Медведев, бросая камешек в огород советского президента Михаила Горбачева, недавно выступившего с резкой критикой в адрес Путина, и покойного первого президента России Бориса Ельцина; последнего теперь считают ответственным за развал мощной мировой державы и раздачу богатств России крохотной прозападно настроенной элите.
Да, в 1990-х Запад попытался перемолоть Россию и Сербию в своей 'мясорубке', и из получившихся крошек состряпать блюдо себе по вкусу. Но царского пира не получилось - незадачливый кулинар получил лишь острое несварение желудка.