Французу Кристиану Гино (Christian Guinot) 41 год, он управляющий директор отделения агентства Mediaedge-CIA в Москве. В медийном и рекламном бизнесе он уже двадцать лет, успел поработать и в Париже, и в Лондоне - и вот год назад приехал в Москву. Его впечатления от жизни в столице России записал Йорк Мембери.
* * *
За время моей карьеры мне довелось много ездить по миру, но никогда еще не приходилось работать в таком городе, как Москва. (здесь и далее выделено автором - Ред.) Сначала меня отправили сюда на три месяца на открытие отделения агентства Mediaedge, но мне здесь настолько понравилось, что, когда меня спросили, не хочу ли я остаться здесь управляющим директором, я без раздумий ответил, что, конечно, хочу.
В Москве и жить, и работать сложно, но интересно и захватывающе. Это очень динамичный город. Естественно, при любом переезде всегда возникает масса проблем, но все оказалось далеко не так плохо, как привыкли думать люди, которые мыслят всякими клише и знают о России только то, что 'там никогда ничего ни у кого не получается'. С одной стороны, чтобы получить разрешение на работу, понадобилась пара месяцев; с другой, найти просторную и комфортабельную квартиру в центре Москвы, совсем рядом с Красной площадью, оказалось сравнительно легко. Не знаю, как во всей остальной России, но в Москву я переехал практически без проблем.
Я не знаю ни слова по-русски, но - хотя со знанием местного языка всегда лучше - настоятельной необходимости в этом не испытываю: все-таки наши клиенты - это в основном международные компании. Кстати, о нашей работе: мы помогаем клиентам определить, через какие медианосители - телевидение, радио или печатные СМИ - им лучше всего распространять рекламу, причем в последнее время мы все чаще обращаемся и к не столь традиционным каналам - спонсорству и интернету. Также нельзя забывать, что многие из тех, кто занять в медийном бизнесе, сами говорят либо по-английски, либо по-французски. К тому же, в Москве есть устоявшееся сообщество экспатов - и англо-, и франкоговорящих.
Мой первый поход за продуктами, конечно, сыграл со мной злую шутку - я ведь не понимаю ровным счетом ничего из того, что написано на упаковках. В общем, купив, как мне показалось, рыбу, я пришел домой и обнаружил, что в коробке на самом деле макароны. Но, в принципе, в той части Москвы, где я живу, в любом супермаркете всегда найдется кто-нибудь, кто поможет разобраться.
Когда я приехал, первое, чем поразила меня Москва - это своими размерами. По площади Москва гораздо больше Парижа и даже, пожалуй, побольше Лондона. Так что передвигаться можно, по-хорошему, только на машине или на метро. Метро, кстати, очень хорошее, но дорожное движение - просто кошмар: в центре можно очень легко два-три часа простоять в пробке. Пробки стали для меня первым неприятным сюрпризом, тем более что инфраструктура явно не может угнаться за количеством машин, которое все растет и растет. Кроме того, москвичи ездят очень быстро, поэтому, когда переходишь дорогу, надо соблюдать особую осторожность. Но, если живешь в центре, то и пешком можно добраться куда угодно.
Средний москвич никогда не улыбается так, как улыбаются люди на Западе - прямо на улице, - но когда узнаешь их поближе, оказывается, что это совершенно открытые и душевные люди. Есть и еще одно отличие: если сталкиваешься с кем-нибудь на улице, не жди, что, как в Лондоне, он извинится - ничего подобного, но я-то жил в Париже, так что мне не привыкать.
Уровень сервиса в ресторанах оставляет, конечно, желать лучшего. Само понятие 'обслужить клиента' здесь пока еще в новинку, поэтому занимает много времени и к тому же ты получаешь еду, но больше ничего тебе не предлагают. Иногда о таких мелочах, как перечница или бокал вина, надо спрашивать дополнительно. Но, в общем, здесь дело уже идет на лад.
В середине зимы температура может падать до минус 25-30 по Цельсию. Однако, хотя зимние дни здесь такие же короткие, как в Лондоне, небо зимой все равно голубое, и если против холода правильно вооружиться - то есть иметь теплую обувь, пальто и шапку - то не все так плохо. Хуже всего в Москве, пожалуй, в апреле, когда снег тает, превращается в слякоть и весь город выглядит очень грязно. Но летом Москва сразу меняется: по моему опыту, здесь может быть очень жарко и солнечно. Народ сразу выходит на улицы, и кафе с ресторанами выносят столики и стулья во дворы.
Мне очень нравится скорость и ритм, в котором живет Москва. Этот город никогда не спит - работает круглые сутки и без выходных. Народу очень нравится все новое - бренды, рестораны, - и лично мне это тоже очень приятно. В Москве 21-го века динамика и энергия просто витают в воздухе, и в том числе благодаря этому здесь так приятно работать. Бизнес, которым мы занимаемся, здесь еще внове и активно расширяется. Наша отрасль растет просто феноменальными темпами - на 30-40 процентов в год. Сейчас у нас работает 140 человек, но через год наверняка будет намного больше. Здесь, кстати, могут возникнуть проблемы - например, с поиском более просторного офиса. Поскольку, как я уже сказал, бизнес новый (пять-шесть лет назад западных агентств, которые могли бы разработать медиа-стратегию, закупки СМИ и осуществлять планирование, здесь вообще не было), среди местных сложно найти опытные кадры. Кроме того, при таких темпах роста начинаются проблемы, связанные с инфляцией зарплат и текучкой, которая здесь, пожалуй, выше, чем где-либо. Здесь считается обычным делом, когда из компании уходит человек, проработавший пять-шесть месяцев.
Одна из первых вещей, которым приходиться учиться по приезде в Москву - пить водку и произносить тосты. Водка и тосты - обычное дело, когда идешь в ресторан с друзьями, но это еще не все. Если, допустим, встречаешься за ужином с клиентами, то водка и тосты превращаются в неотъемлемую часть бизнеса. На водочном фронте я стараюсь как могу, но за большинством русских мне не угнаться.
Москва - дорогой город. По моим подсчетам, лично мне здесь приходится тратить процентов на 20 больше, чем в Лондоне. Трехкомнатная (two-bedroom) квартира в центре города может стоить две-три тысячи фунтов в месяц. Рестораны тоже не из дешевых: ужин с бутылкой вина может обойтись в 140 фунтов, хотя в русском ресторане с традиционным меню можно спокойно поесть и за тридцать. С одной стороны, водка и пиво стоят довольно дешево, с другой, вино - а я ничто не люблю так, как вино - невероятно дорого. Что касается русской еды, то к красной и черной икре, копченой рыбе и всяким блюдам из лосося я уже пристрастился.
Москва - по крайней мере, центр - место довольно безопасное: ни разу за все время, что я здесь живу, даже поздно ночью, я не почувствовал ни малейшей угрозы. Кстати, кинотеатров, где можно посмотреть кино по-английски или по-французски, совсем немного, но зато магазины и всякая ночная жизнь здесь просто потрясающие: много хороших баров, ресторанов и клубов, причем новые богатые русские в общении с экспатами никаких проблем не испытывают. Есть красивые парки, где летом приятно гулять, а зимой - кататься на коньках. Есть даже кое-какие горы, с которых можно покататься на лыжах. Не Куршевель, конечно, но хоть что-то.
В общем, сегодня это потрясающее место, и я надеюсь проработать здесь еще пару-тройку лет - будет время и русский подучить, и кое-какие еще из местных водок попробовать. Хотя мне, французу, вино все равно милее.
_________________________________________
BP: тише едешь - с прибылью будешь? ("The Financial Times", Великобритания)
Кремлевская экономика ("The Financial Times", Великобритания)