Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
От Мюнхена до Кремля

Речь Путина на заседании Госсовета не уступает нашумевшему прошлогоднему выступлению российского президента в Мюнхене

От Мюнхена до Кремля picture
От Мюнхена до Кремля picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нравится это грузинским властям или нет, но им, чтобы потом делать менее эмоциональные выводы, придется оценивать обстановку, исходя из реального положения и их (властей) места в мировой политике.

На минувшей неделе в Кремле с докладом выступил президент России Владимир Путин. Им была дана оценка истекшего периода его правления и нынешнего положения страны, обозначились контуры ее развития до 2020 года. В международных политических кругах речи Путина, видимо, не придали бы особого значения, если бы не его позиция по внешнеполитической ситуации и не соображения, связанные с вооружениями.

Эта часть доклада ничем не уступает нашумевшему прошлогоднему выступлению Путина в Мюнхене. Как в Кремле, так и в Мюнхене, с раздражением было сказано о росте вооружений на Западе, в частности, в Соединенных Штатах Америки, о расширении НАТО на восток, о размещении противоракетных систем в Европе и других факторах, в связи с которыми в последние годы Россия систематически выражает свою негативную позицию. Идентичное отношение зафиксировал на очередной мюнхенской встрече и первый вице-премьер России Сергей Иванов. Ничего нового здесь нет, но то, что РФ уже не собирается оставаться в роли пассивного наблюдателя и готовится к адекватным шагам, заслуживает внимания.

Путин ясно дал понять, что если раньше, в силу экономических трудностей, Россия не могла ответить Западу, то теперь она готова принять вызов. В этой части своего доклада президент, в известном смысле, ответил на доклад главы Центрального разведывательного управления США, в котором Россия была упомянута в одном ряду с "Аль-Каидой" и реакционными государствами. Заявление шефа ЦРУ в связи с военным развитием РФ и Китая, а также с космосом больше походило на обеспокоенность, нежели на очередной антироссийский выпад.

Ответная реакция Москвы оказалась адекватной. Она выразилась как в требовании к США дать разъяснения, так и в докладе Путина. А кто больше тратит на вооружение и пытается укрепить свои позиции в мире с помощью оружия, об этом говорят статистика и обстановка, сложившаяся в мире. Если бы спор между Вашингтоном и Москвой оставался только их проблемой, можно было бы не беспокоиться, но в этот процесс вовлекаются и другие государства.

Когда речь идет о размещении противоракетного оружия в Польше и Чехии, вступлении Украины и Грузии в НАТО, вследствие чего альянс приближается к западным и южным российским границам, а Россия, в знак доброй воли, закрывает свои военные базы за рубежом в то время как Соединенные Штаты Америки открывают свои базы в Средней Азии и Европе (в Болгарии и Венгрии), очень трудно убедить Москву в благородной миссии расположенных под боком ракет и искренности вашингтонских дипломатов, уверяющих, что эти ракеты не направлены на РФ.

В докладе Путина подробно говорилось об улучшении социально-экономической обстановки в стране. Одновременно отмечалось о росте российской военной мощи. Как видно, Москва не намерена принимать западные рецепты развития демократического общества. Она избрала собственный путь и Западу придется считаться с этим. Тон разговора российских политиков, их самоуверенность свидетельствуют о неактуальности фразы 'Москва управляется из Вашингтона'. Создавшееся кризисное положение в экономике США, обесценивание доллара, усиление позиции евро в самой Америке создали предпосылку падения Соединенных Штатов с вершины мировой гегемонии. Америке не удается сохранить прочные позиции мире с помощью ослабевшего экономического рычага, сковать Россию и Китай без соответствующего вооружения.

В сфере финансирования военного строительства США пока не имеют равных. На эти цели страна тратит в двадцать раз больше, чем Россия. Тем не менее, там считают, что для обеспечения более прочных позиций, финансирование надо еще увеличить. Из 50 тысяч находящихся в Афганистане военнослужащих большинство составляют американцы. В активных боевых операциях участвуют в основном американцы и англичане. Вашингтон настоятельно, но безрезультатно требует от союзников увеличения военного контингента. В этой ситуации позиция России - не считаться с ослабевшим оппонентом - выглядит логичной.

Упомянутый президентский доклад Путина был последним. После выборов обстановка в России изменится, но не так кардинально, чтобы нынешний российский лидер не смог влиять на внутренние и внешние процессы в стране. Избрание Дмитрия Медведева президентом и назначение Владимира Путина на пост премьер-министра приведет к двухмесячному единовластию. Западу не следует питать иллюзии, что с Востока подует либеральный ветерок. Это должны учесть не только США, но и его сателлиты, в том числе, и грузинские власти.

Ставший 'Ахиллесовой пятой' вопрос российско-грузинских переговоров по-прежнему остается актуальным. Российская сторона никогда не отказывалась от диалога, хотя она всегда считала, что он должен иметь четко сформулированную тему, повестку дня, другие моменты. Формат 'переговоры ради переговоров' для нее неприемлем. Для неформальных бесед Москва ввела в практику другую форму - неформальный саммит лидеров СНГ. Одна из таких встреч скоро состоится. В том случае, если в ней примет участие президент Грузии, у него будет возможность обменяться мнениями с президентом России.

Неформальным саммитом официальные переговоры не предусматриваются. Как правило, переговорам предшествуют предварительные встречи экспертов с обеих сторон, обмен мнениями, уточнение обсуждаемых вопросов, подготовка повестки дня и т.д. Грузия - вовсе не Соединенные Штаты Америки. Российско-грузинские отношения рассматриваются в ином ракурсе. Нравится это грузинским властям или нет, но им, чтобы потом делать менее эмоциональные выводы, придется оценивать обстановку, исходя из реального положения и их (властей) места в мировой политике.

Конечно, приятно было слышать заявление Лаврова по Абхазии и Южной Осетии, но его затмили заявления противоположного содержания, сделанные другими российскими политиками. Это свидетельствует о том, что по этим вопросам в политических кругах России нет единодушия. Сможет ли в такой сложной ситуации молодой министр иностранных дел Грузии провести в Москве результативную игру? Вспомним футбол, когда тбилисское 'Динамо' гремело, но и ему всегда трудно было играть в Москве. А вот политическая команда Грузии совсем не гремит. Гремят лишь непрофессионализм и неразбериха на последних этажах Государственной канцелярии (администрация грузинского президента), но это мало впечатляет.

______________________

Будущее России и Запад ("Project Syndicate", США)

12 "спецопераций" Владимира Путина ("ИноСМИ", Россия)