Вчера с третьей попытки премьер-министр Украины Юлия Тимошенко прибыла в РФ с первым визитом после избрания на эту должность в декабре прошлого года. В преддверии визита она заявляла, что едет в Москву поговорить о газовой проблеме 'с чистого листа'. Как известно, ранее президент Виктор Ющенко побывал в Белокаменной, провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным и руководством 'Газпрома' и заявил, что все газовые вопросы с российской стороной решены.
Однако, непонятно удастся ли Тимошенко поставить свои акценты по газовым вопросам. Российская сторона не планирует обсуждать с украинским премьером газовую тематику. Вместо этого планируется обсуждение вопросов сотрудничества в нефтяной сфере, ущемление российских инвесторов на Украине, создание совместной корпорации по эксплуатации Азово-Керченской акватории и вопросы сотрудничества в авиастроении. Сама же Тимошенко в интервью российским 'Ведомостям' сказала, что с премьер-министром России 'мы будем обсуждать весь перечень двухсторонних экономических проблем, которые намечены президентами как ключевые'. Она также выразила надежду вывести на принципиально новое качество построение 'отношений с российским руководством и с Владимиром Путиным и в статусе президента, и в статусе премьера'.
Касаясь газовой проблематики, Тимошенко напомнила в интервью о принципах Санкт-Петербургского плана действий, принятого лидерами стран 'Группы восьми' по инициативе президента Путина в июле 2006 г. И подчеркнула, что она выступает за то, чтобы наши два государства выстраивали отношения в газовой сфере на принципах 'обеспечения прозрачности и надлежащего управления в энергетическом секторе в целях борьбы с коррупцией'. Кроме того, украинский премьер достаточно четко дала свое видение отношений Украины с НАТО. По ее словам, 'вступление Украины в НАТО возможно только после всеукраинского референдума по этому вопросу и никто не может иметь право вето на демократический и суверенный выбор Украины'. Она также отметила, что не допустит того, чтобы с Украиной разговаривали таким образом: или она в НАТО или с Россией. 'Мы будем выстраивать дружественные отношения с Россией, с которой связана значительная часть нашей истории и жизни. В то же время я хочу, чтобы Украину воспринимали как европейскую страну. Украина должна построить зону свободной торговли с Евросоюзом и стать неотъемлемой частью европейской семьи', - подчеркнула Тимошенко.
На момент подготовки номера не было информации о том, как проходит встреча украинского и российского премьеров. Поэтому предлагаем читателям прогноз российского эксперта, ведущего научного сотрудника Российского института стратегических исследований Тамары Гузенковой, занимающейся украинско-российскими отношениями.
- Как будут проходить переговоры премьер-министра Украины Юлии Тимошенко с российским руководством? Как на атмосферу переговоров может повлиять ее позиция нефорсирования вступления Украины в НАТО? Удастся ли ей добиться каких-то подвижек по газовому вопросу?
- Сейчас в России многих интересует само содержание и, главным образом, результаты совершающегося визита Юлии Тимошенко в Москву. И в том числе вопрос, какие проблемы будут там обсуждаться, к каким взаимным компромиссам и решениям придут оба премьера. И будет ли Юлия Тимошенко пытаться решать газотранспортные и газоценовые вопросы? И вообще, каким образом она попытается репрезентировать себя в качестве нового старого премьер- министра. Мне кажется, что в той ситуации, которая сложилась сейчас в том числе и внутри Украины, следует обратить внимание, что президент Украины Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко в качестве визитеров в Россию являются своеобразными конкурентами и соперниками. И это отмечалось и украинскими экспертами, особенно в контексте того, что визит Тимошенко два раза откладывался, и первым сюда приехал Виктор Ющенко. Это также связано с тем, что тот перечень проблем, которые хотела бы обсуждать Юлия Тимошенко, свидетельствует о том, что в данном случае речь идет именно о таком соревновательном характере этих визитов.
Мне кажется, что в ходе переговоров премьеров возможны несколько сценариев развития событий. Первый заключается в том, что премьер-министр будет обсуждать только те вопросы, которые заранее были включены в повестку дня и, безусловно, оговаривались у президента Украины. И премьер не выйдет за эти рамки. Второй и вполне возможный сценарий заключается в том, что в ходе складывающейся благоприятной ситуации Юлия Тимошенко может попытаться обсудить более широкий круг вопросов, которые имеют жизненно важное значение как для украинской экономики, так и для премьер-министра как вполне реального будущего претендента на пост президента.
Сейчас трудно сказать, как пройдут переговоры. Но вполне возможны попытки обсуждения газовой проблематики в рамках этого визита. Но тут, мне кажется, очень важно иметь в виду то, каким образом будет принята Юлия Тимошенко в Москве. Я думаю, что здесь будет с чем сравнивать. Она только что приехала из Брюсселя и по той информации, которую мы имеем, там ее принимали очень тепло. Она сказала там очень много. И гораздо больше, чем этого бы хотел Виктор Ющенко. В этом смысле, как говорят осведомленные лица, она нарушила определенные договоренности и вышла за пределы тех полномочий, на которых настаивал президент. Подобный сценарий не исключен и в России.
Учитывая не очень простые и, прямо скажем, прохладные отношения между российским руководством и новой исполнительной властью в лице Юлии Тимошенко и нового кабинета министров, мне кажется, что ей следовало бы быть более осторожной и аккуратной в своих инициативах. Я думаю, скорее всего, она и будет придерживаться такой линии. Тем более, что украинский премьер-министр настолько мобилен и настолько инициативен, и если ей покажется, что ее принимают в Москве вполне адекватно и собираются с ней решать какие-то вопросы, то это не последний ее визит в качестве премьера.
Как бы там ни было, складывающаяся ситуация на газовом рынке между Украиной и Россией и система отношений, которые начинают проявляться, свидетельствуют о том, что все-таки в этих переговорах Москва делает большую ставку на Виктора Ющенко. Мне кажется, что именно он воспринимается как главный переговорщик, главная не экономическая, а политическая структура, которая способна привести к какому-то определенному компромиссу и оказать то нужное направление в развитии газовых российско-украинских отношений.
Мне кажется, что Кремль и руководство "Газпрома" едва ли согласится так быстро раскрывать объятия и идти на те предложения, которые выдвигаются премьер-министром, если предложения Юлии Тимошенко будут идти вразрез договоренностям между Ющенко и руководством 'Газпрома' и российским президентом. Такой вопрос разрешается в течение очень длительного времени и непростых компромиссных переговоров и, конечно, "красногвардейской" атакой решить все это едва ли удастся. А у Юлии Тимошенко есть такая тенденция приехать в любую страну, встретиться с руководителем определенного уровня, провести переговоры и объявить о том, что одержана решающая победа и уже вслед за этим будут осуществляться те инициативы, которые принесла и предложила Юлия Тимошенко.
Мне кажется, что ситуация будет гораздо сложнее и все не так будет просто идти. Тем более, когда речь идет о таких сложных и принципиальных вещах, как ликвидация, устранение или трансформация определенной уже сложившейся структуры со сложившимися связями. Замена такой структуры как, например "РосУкрЭнерго", не вопрос одного дня.
Что касается вопроса вступления или не вступления Украины в НАТО и сроков вступления в этот альянс? С моей точки зрения, для Юлии Тимошенко позиция России, альянса и Вашингтона имеет гораздо меньшее значение. Она будет обращать на это меньше внимания, чем на позицию и настроения своего собственного электората. Это ее социальная база, на плечах избирателей она собирается выдвигаться на пост президента. И эти плечи ее туда вынесут. И поэтому она гораздо четче прислушивается к тому, что говорят именно избиратели, а не те центры влияния, которые сейчас активно обсуждают этот вопрос.
В этом отношении наблюдается ее предельная осторожность по этому вопросу. Я думаю, что ею будут предприняты многоходовые очень осторожные сценарии, которые будут направлены, с одной стороны, на подачу определенных сигналов в тот же самый альянс, ЕС и США, что движение в НАТО не остановится. Что касается России, то сигналы будут даны о том, что если курс на вступление Украины в НАТО не отменится окончательно, то существенно замедлится. Но основная работа для премьер-министра и будет состоять в усилении работы с населением. Для запада Украины - это будут одни сигналы, для центра - другие, а для востока - третьи. Это, конечно, не очень простая ситуация. Я думаю, что она осложнит определенные внешнеполитические направления. Но, тем не менее, мне кажется, что это будет одно из основных направлений, которое будет определять отношения Тимошенко к НАТО.
Я думаю, что такая позиция Тимошенко относительно НАТО повлияет в том случае, если она начнет определенно заявлять об этом. Хотя много можно завуалировать, но многие вещи стали проявляться. В частности, ее подпись стоит под письмом-обращением украинского руководства к НАТО с просьбой предоставить ПДЧ и под статьей 'Как сдержать Россию'. Очень много сказано. И чтобы растопить лед, изменить климат и добиться хотя бы какого-то минимального потепления, и чтобы эти отношения складывались в прагматичном духе, уровень компромиссности предложений и градус потепления должен быть значительно повыше.
От Кремля зависит не все. Очень много зависит от политики премьер-министра, и в значительной мере эта политика должна выглядеть, если не консолидированной, то по крайней мере согласованной с президентом. А если будут подаваться разноплановые сигналы в сторону России и если один будет дезавуировать инициативу другого, то, конечно, благоразумнее было бы осуществлять определенные отношения на минимально приемлемой официальном уровне и не расширять это сотрудничество, если на внутриполитическом уровне в Украине будет идти такая конкуренция.
____________________________-
Полцарства - 'Газпрому'! ("Зеркало Недели", Украина)
Я не знаю, зачем и кому это нужно. . . ("The Economist", Великобритания)