Мне представляется совсем простая штука:
Хотели кушать - и съели Кука!
_________________________________________
Обноски с западного плеча
На фоне роста России последних лет бросается в глаза явный недостаток, который супостаты смакуют на все лады. У сегодняшней России, в отличие от периода советской империи, нет своей глобальной идеологии, подобной марксизму-ленинизму, которая бы была альтернативой демократической мифологии (далее: деммиф).
Иными словами, Россия предлагает миру нефть, газ, возвращается на рынок оружия, вмешивается в косовский кризис, но вот светлого будущего никому не обещает. В отличие от янки или, скажем шире, Запада, по-прежнему раздающего светлое будущее большими горстями всем желающим, в том числе и народам бывшего СССР.
Конечно, деммиф Запада ветшает и на глазах превращается в дырявое рубище, не только не греющее, но с трудом прикрывающее стыдливые места. Однако Запад не стыдится этого убожества, Запад по-прежнему стоит на деммифе как на последнем из трех китов - два других от тоски выбросились на берег и так совершили драматическое китовое самоубийство. Но вот третий кит пока еще шевелит хвостом и пускает фонтаны.
Чтобы не ходить по миру идеологически голой, Россия пытается кутаться в обноски демократического рубища, пожалованные с барского западного плеча. Россия пока официально признает деммиф, хотя и с упором на национальные особенности продукта. Но тщетно - западными обносками не дано прикрыться, слишком огромно тело России.
Поза голого рекрута
Возможно, где-то уже пишется сценарий очередной серии народного киноэпоса под названием 'Особенности национальной демократии'. Хочу предложить для этого нового шедевра мизансцену с голыми идеологами.
Дело в том, что идеологи России иногда похожи на голых рекрутов царских времен, ждущих медосмотра, как их показывают в кино или которых можно увидеть на старых фотографиях. Руки у всех рекрутов в стандартном положении - до новой культуры нюдизма и порно-эстетики было еще очень далеко. Так же выглядят сегодня некоторые ораторы на темы особенностей национальной демократии. Им и хочется сказать красиво, душевно, и руками развести пошире, но поза голого рекрута ограничивает. Даже если достоинства оратора бесспорны, не принято голому руками разводить. И нескромно: свои же обвинят в бахвальстве.
Что ж, с миру по нитке - голому рубаха. Цель этого очерка собирание слов, мыслей и образов, способных помочь одеть Россию в новую мощную идеологию, надежную и крепкую, как доспехи Ильи Муромца.
Происхождение деммифа - 'Если' по Киплингу
Я сначала хотел процитировать только часть знаменитого гимна Киплинга 'Если', но из этой песни слова не выкинешь. Нашел русский перевод Маршака - он дает некоторое представление о главном содержании стихов, на которых вопитываются поколения англо-американцев. Всех читателей, владеющих английским, я прошу внимательно прочитать каждое слово легендарного произведения Киплинга, сегодня больше известного как автора Маугли. Между тем славный удав Каа и нежная пантера Багира не главные изобретения Киплинга. Главное здесь, и каждое слово в этом главном - Идеология.
Rudyard Kipling. IF
IF you can keep your head when all about you
Are losing theirs and blaming it on you,
If you can trust yourself when all men doubt you,
But make allowance for their doubting too;
If you can wait and not be tired by waiting,
Or being lied about, don't deal in lies,
Or being hated, don't give way to hating,
And yet don't look too good, nor talk too wise:
If you can dream - and not make dreams your master;
If you can think - and not make thoughts your aim;
If you can meet with Triumph and Disaster
And treat those two impostors just the same;
If you can bear to hear the truth you've spoken
Twisted by knaves to make a trap for fools,
Or watch the things you gave your life to, broken,
And stoop and build 'em up with worn-out tools:
If you can make one heap of all your winnings
And risk it on one turn of pitch-and-toss,
And lose, and start again at your beginnings
And never breathe a word about your loss;
If you can force your heart and nerve and sinew
To serve your turn long after they are gone,
And so hold on when there is nothing in you
Except the Will which says to them: 'Hold on!'
If you can talk with crowds and keep your virtue,
' Or walk with Kings - nor lose the common touch,
if neither foes nor loving friends can hurt you,
If all men count with you, but none too much;
If you can fill the unforgiving minute
With sixty seconds' worth of distance run,
Yours is the Earth and everything that's in it,
And - which is more - you'll be a Man, my son!
Перевод С.Маршака
ЕСЛИ
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь, -
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова -
Без прежних сил - возобновить свой труд, -
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и все начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: "держись!" -
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля - твое, мой мальчик, достоянье.
И более того, ты - человек!
Сегодняшний читатель может понять эти стихи как некий набор красивых моралистических сентенций и будет удивлен, узнав, что именно эти слова считались и считаются священным гимном Британской империи. Почему?
Потому что в них заложены формулы духовного и нравственного превосходства британцев над всем остальным миром. Именно так, несгибаемой духовной красотой, мужеством, благородством воинов- завоевателей объясняли на протяжении веков английские идеологи феноменальные успехи Британской империи, которая несла завоеванным народам Закон и Благодать - никак не меньше.
Отсюда растут ноги современного деммифа, из киплинговского отношения к миру. Если ты есть все то прекрасное и благородное, изложенное в четырех восьмистишиях, то тогда (переведем дословно и точнее, чем Маршак, последние две строчки):
Земля твоя и все, что на ней есть,
И - более того - ты станешь Мужчиной, сын мой!
Сегодняшний деммиф есть производное британского империализма эпохи его последнего цветения. Искреннее и у Киплинга заразительное ощущение превосходства британцев над всем остальным миром идеологи Запада припудрили, задрапировали и назвали 'приверженностью демократическим ценностям'.
Все логично. В царстве деммифа миром должна править Демократия. Британцы, американцы, Запад вообще - самые большие и главные демократы, поэтому их превосходство над остальными так же очевидно, как преимущества капитана Кука над аборигенами. А почему аборигены съели Кука, спрашивать неполиткорректно.
Другими словами, органичный, природный англо-саксонский расизм опытных и успешных колонизаторов переодели в демократическую фразеологию, и получился современный деммиф, который все критикуют, который критики не выдерживает, но он есть и действует как инструмент политики глобального размера. Более масштабного идеологического инструмента, чем деммиф, сегодня в мире нет.
Деммиф пока действительно безальтернативен на уровне глобальной политики. Эта безальтернативная идеология - оружие в чужих руках, обращенное против русских, которые вдруг отринули довольно глубоко укоренившийся русский коммунизм и где-то сбоку, тихо так подпевают припев чужой песни. Безрадостно подтягивают, неискренне. Как солдаты первого года службы, которым надоело орать 'Не плачь, девчонка', передвигаясь строем по дороге в столовую. Но что делать - нет пока новых песен, а петь заставляют.
Деммиф живуч
Причина живучести деммифа Запада - в его древнем происхождении, в том, что он не возник на пустом месте в воспаленных молодых головах, как это случилось с русским декабризмом, нигилизмом, либерализмом и, наконец, коммунизмом.
Веками зрел и оттачивался предшественник деммифа, Имперский Миф Великой Британии, который в существенной мере унаследовала потом Америка. Естественно, упростив и изуродовав до неузнаваемости то, что у Киплинга так красиво. Превратив лирического героя 'Если' в гибрид Бэтмэна со Шварценеггером.
Этому можно не верить, над этим можно смеяться, но и сегодня часть людей Запада - активная, деятельная, энергичная часть - видит себя как рыцарей демократии и верит в деммиф. И уже янки, а не разленившиеся британцы в этой армии новых крестоносцев представляют большинство. Они же, янки, сегодня растят и возделывают деммиф больше и тщательнее, чем все остальные, вместе взятые. Янки - садовники, многие из них дисциплинированно носят за собой рассаду деммифа и рассаживают везде, где им это позволяют.
Формула деммифа выглядит так: пафос превосходства англосаксов, так красиво прописанный и позиционированный на протяжении веков, был грамотно и продуманно переплавлен в пафос демократии, прав человека, свободы слова и т.д. Искренний расизм англосаксов успешно 'прикинули' в демократический балахон. И получилось!
Если вы скажете все это образованному человеку Запада, он не просто не согласится, он обидится. И будет прав, потому что в силу особенностей своего образования он не знает, кто первый начал рубить головы своим королям, кто планомерно заражал европейские страны революционными идеями и разваливал монархии.
Образованный человек Запада сегодня исторически дебилен. Через месяц после нападения США на Ирак большинство американцев показывало в опросах, что их башни-близнецы а Нью-Йорке взорвал Саддам Хусейн. Таково историческое сознание этих новых повелителей вселенной. Простое сознание, очень удобное. Пусть телевизор сегодня вечером покажет нам, кто в мире бэдгай - и мы обязательно поверим.
И если в те вечера, когда проводился опрос, бэдгаем был Саддам - то кто же, кроме него, мог взорвать башни 11 сентября 2001 года?
Русский мультикультурализм
Когда сегодня в России жалуются на скудость идеологии, то обычно не видят существенных отличий материковой, сухопутной русской цивилизации от морской англо-американской. Отличий множество, цивилизационно англичанин отличается от русского так же сильно, как акула от медведя.
Для будущего России важно заметить следующее отличие. У русских, например, не было потребности в богатой мифологии на экспорт. Русские не столько завоевывали, сколько присоединяли. Россия прирастала, а не плавала по морям-океанам грабить. Русские практикуют вожделенный на Западе мулькультурализм как минимум тысячу лет, причем не ощущают потребности придумать для этого занятия специальное слово.
У наших же упитанных европейских братьев из таких специальных слов целые гирлянды: ассимиляция, иммиграция, интеграция, дискриминация, толерантность. . .
А в России исконные враги русских татары постепенно признали власть русских царей, перестали воевать и жили мирно бок о бок с русскими - и дальше живут. Без лишних слов. И украшают столицу современного Татарстана Казань и мечети, и православные храмы.
Российская империя как идея
Из всех русских царей самым крупным идеологом был Петр, уехавший на Запад юношей, разведчиком, мечтавшим научиться строить военные корабли и осуществившим эту мечту. Многое из того, что Петр подсмотрел в Европе, Россия переваривала на протяжении трехсот лет. И до сих пор не переварила. Назовем это многое Имперской идеологией.
Из книги 'Наша империя добра'
Первым из русских правителей империю увидел царь Петр, увидел своими юными пытливыми глазами и завез империю в Россию вместе с табаком и картошкой, как англичане завезли когда-то в Америку толпы вшивых бродяг, потомки которых чувствуют себя сегодня вершителями судеб мира.
Петр Первый за считанные годы успел завести в России все основные атрибуты империи, причем его нововведения прижились быстро и не рассыпались в прах после смерти царя-имперотворца, несмотря на явную неспособность к правлению некоторых российских самодержцев после Петра.
У Петра на империю было меньше времени и ресурсов, чем у Сталина, но империя у Петра получилась.
Есть только один ответ на вопрос, почему Петру, человеку занятому и многостороннему, который одних зубов у своих подданных вырвал целый мешок, а стрелецких голов нарубил большую пирамиду, удалось в перерывах между войнами и смутами с поразительной легкостью завести у нас губернии, сенаты и коллегии.
Ответ таков: масса умных, хитрых и сильных русских людей сразу поняла, как выгодно стать чиновником или, как говорят сейчас, бюрократом. То есть поняла смысл империи, прелесть магического заклинания 'государево слово и дело', поняла все великолепие превращения из замызганного дьячка или стряпчего в коллежского ассесора или секретаря, вершащего все уже не во имя примитивного 'кормления' пьяного боярина, у которого вотчину отберут, а самого боярина на кол посадят, а по воле государя, помазанника божьего.
Империя пришлась русским по вкусу, хотя первыми российскими имперцами стали завезенные Петром в огромном количестве иностранцы, преимущественно немцы.
Высаженная Петром на российскую почву империя привела к тому, что государство российское стремительно расползлось по карте мира. И так и осталось расползшимся.
Сегодня многие в самой России и тем более за ее пределами говорят, что это плохо, что русские так вот расползлись. Мол, мало их осталось, спиваются, вымирают, но дрожащими от перепоя и болезней руками все еще держатся за Сибирь и Дальний Восток.
А если расползаются янки, это что, хорошо? Или травоядные канадцы отхватывают пол-Америки? Или горстка английских уголовников объявляет Австралию своей?
Расползтись все мечтают. Но получается не у всех. А империя вообще случается очень редко.
Где-нибудь в средневековой Венеции было достаточно одного дожа, который одиноко бродил по затопленной площади и мечтал, когда наконец изобретут резиновые сапоги.
Не нужна была империя и на островах Океании, где сладострастные папуасы нежатся под пальмой в ожидании, когда кокос упадет прямо в руки.
А вот России без империи никак - безрадостное сегодня тому свидетельство.
Полный текст книги: http://chelemendik.ru/ShowDoc.php?d=90
Я не претендую на полный анализ русских идеологий после Петра, я обращаю внимание на то, о чем в России хронически забывают. На огромное количество идеологических заимствований на протяжении всех послепетровских веков.
Почти все '-измы' Российской империи, а потом и СССР, были не русского происхождения. Происходило это не потому, что русская мысль, мифология и тем более литература были не способны к самостоятельному творчеству - в творчестве в этом направлении не было потребности.
Россия была миром в себе. Вселенной, живущей по своим законам. При этом русским не нужно было нести якутам, киргизам или бурятам некое особенное, специально для них созданное социальное устройство и сервировать это устройство с помощью специальной идеологии - чем успешно занимались британские империалисты. Русские были терпимы к социальной организации присоединенных к империи народов. И терпимость эта давала сказочные плоды.
Широта души русских имеет свое доступное объяснение - в руках русских были неисчислимые природные богатства, которые на бедных британских островах тогда уже закончились. И воевать с сильными и воинственными соседями по Европе британцы тоже устали. Вот и потянулись в Африку, Америку да Индию - благо, плавать на своих островах научились лучше всех остальных. Не от хорошей жизни потянулись.
Русским не надо было грабить другие народы за океанами, русские владели бесценными плодородными землями, похожими на океан чернозема, бесконечными лесами, реками, полными лучшей в мире рыбы.
У англичан же все всегда было по-другому. Нельзя сказать, лучше или хуже - другое. К середине 19 века горстка британцев овладела большей частью мира, и, как констатировал Карл Маркс, неизвестный никому чудак, пропадавший в лондонских библиотеках и писавший толстую книгу для будущих советских библиотек, британцы безжалостно грабили свои колонии. Торговали всем, торговали людьми на протяжении веков, чтобы потом назвать потомков этих людей афро-американцами.
У русских же была совсем другая забота - защитить это свое немерянное от посягательств извне. Эта вечная русская забота была, есть и будет основой реальной, органической основой для Русской Идеологии.
От русского коммунизма к эпохе либеральных совков
Сама по себе коммунистическая идеология ничем не хуже деммифа, лучше даже, к ней возвращаются и будут возвращаться еще много раз. Развал советской империи уже много лет пытаются представить как результат банкротства идеологии, что есть недопустимое преувеличение. Идеология это всего лишь инструмент.
В эпоху моей юности бытовало выражение, как нельзя лучше описывающее механизм развала советской империи.
'Дело было не в бобине!
Разгильдяй сидел в кабине!'
В роли разгильдяя в кабине выступила послесталинская советская номенклатура, и получилось так, что продуктом русского (советского) коммунизма стал совковый либерализм, постепенно возобладавший.
Потом либеральные совки пришли к власти и коммунизм заплевали, предали собственное государство, предательство это воспели как высшую форму героизма. А в качестве идеала приняли деммиф. Лучший немец тысячелетия Горби руководил этим предательством и одновременно усваивал деммиф в специально для него адаптированной версии под грифом ' Совершенно секретно. Демократия для лучших трактористов Ставрополья'.
Из книги 'Наша империя добра'
Кто виноват в массовом предательстве советской номенклатуры
Виноватые есть, некоторых из них скоро покажут и накажут. Здесь опять есть объективная и субъективная составляющие. Объективная такова, что воспитанный Сталиным корпус номенклатуры был серьезно и искренне ориентирован на победу коммунизма во всем мире и с этой победой связывал свои представления о будущем.
Не с превращением в богатого партократа-рыночника по китайскому образцу, а с победой над мировым империализмом, который якобы исторически изжил себя и переживает затянувшуюся агонию.
Ориентация советских бюрократов на всемирную победу марксизма-ленинизма оказалась утопией - но новая идея пришла только в виде самоубийственной перестройки.
Однако тот же китайский опыт показывает, что стоит чиновнику дать возможность реального, законного, гарантированного обогащения, и он забывает о коммунистических идеалах и начинает проявлять чудеса работоспособности и изобретательности.
Советские чиновники не были бы исключением - достаточно присмотреться к сегодняшним российским олигархам, прошедшим трудный и опасный путь из райкомов комсомола к своим бронированным лимузинам и миллиардам долларов, которые, правда, у них скоро отнимут.
Советским чиновникам, однако, никто не предложил разумную альтернативу управляемых сверху реформ и продуманной на десятилетия вперед геополитики. Им враги подсунули перестройку, которая оказалась запланированным развалом государства изнутри с помощью пятой колонны. И приватизацию, конечная цель которой передать колоссальные ресурсы России в чужие руки. Передать окончательно и навсегда.
Советские бюрократы - чтобы сделать янки приятное - согласились развалить собственное государство, которое худо-бедно их кормило и давало им положение в обществе. Поэтому будет справедливо назвать их ублюдками и заклеймить раз и навсегда, как заклеймила народная память Гришку Отрепьева.
В роли пятой колонны выступили сначала Горбачев и его окружение, потом Ельцин со своей семьей и командой. Они делали янки приятное тем, что их сказочно обогащали, обогащались при этом и сами, но ценой развала того, что они не строили, что получили в наследство от товарища Сталина. На них лежит позор предательства, их справедливо заклеймят русские историки - если таковые еще останутся.
Продолжает ли путинская номенклатура играть роль пятой колонны? Вопрос большой и толстый, стоит и ждет ответа.
Полный текст книги: http://chelemendik.ru/ShowDoc.php?d=90
_____________________________
C.Хелемендик: Политический расизм: упрощение, ведущее к войнам ("Preco?", Словакия)
Сергей Хелемендик: Проект Голос России - глобальный прорыв сквозь мировую паутину ("ИноСМИ", Россия)
Сергей Хелемендик: Как создать новую русскую политическую мифологию ("Preco?", Словакия)
Сергей Хелемендик: Россия остается ферзем на мировой шахматной доске ("Preco?", Словакия)