Sunday, February 24, 2008; B07
Владимир Путин в ближайшее воскресенье, когда российские избиратели дисциплинированно придут на избирательные участки и одобрят его выбор преемника, протянет следующему президенту Америки хрупкую оливковую ветвь в лице Дмитрия Медведева.
В этом году и в Москве, и в Вашингтоне сменяется высшее руководство. В результате появится возможность хотя бы остановить стремительный развал американо-российских отношений и прекратить словесную войну, которую ведет против Запада президент России. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы правдой оказались следующие три вещи:
Во-первых, Медведев должен и вправду оказаться таким либералом-реформатором, каким ему пока позволяет называть себя Путин. Во-вторых, необходимо, чтобы новый президент США быстро вернулся к сотрудничеству с Россией по сокращению ядерных вооружений и вопросам стратегической стабильности, которое правительство Буша практически забросило. В-третьих, президентам Бушу и Путину хотя бы на закате своего правления не помешало бы в своих и без того непростых отношениях проявить сдержанность и умение, которого им до сих пор явно не хватало.
Выдвигая нехаризматичного Медведева на пост, где ему придется выполнять все церемонии, необходимые для общения с иностранными лидерами, Путин - который, кстати, после двухмесячного переходного периода сохранит власть в качестве медведевского премьер-министра - предлагает лишь некий вариант, фактически не подписываясь ни на какие обязательства.
Сорокадвухлетний Медведев через свою работу в кремлевской администрации сумел завоевать полное доверие Путина - если бывшие офицеры КГБ вообще умеют кому-то полностью доверять. Несколько лет назад, когда он приезжал в Вашингтон, он вел себя настолько сдержанно и старался держаться настолько неприметно, что многие его визави из нашего чиновничества начали задаваться вопросом, а зачем вообще была затеяна эта поездка. Я задавал ему вопросы во время ужина, организованного к его приезду в Никсоновском центре (Nixon Center) и, надо сказать, тоже этому немало удивился.
Однако Медведев, подобно Клавдию при Калигуле или Анвару Садату (Anwar Sadat) при Гамале Абделе Насере (Gamal Abdel Nasser), выбрался наверх как раз благодаря тому, что сидел спокойно. Его соперники решили достичь всего одним скачком - и не допрыгнули.
Буквально год назад в гонке за будущее президентство явно предпочтительнее смотрелся Сергей Иванов, тогда еще министр обороны в правительстве Путина. На прошлогодней мюнхенской конференции по безопасности, на которой Путин в упор расстреливал Буша, Иванов сыграл в 'доброго следователя', в своем выступлении - явно речи будущего лидера - спев настоящую оду глобальной гармонии. Однако, по словам российских аналитиков, именно это его и сгубило: он раньше времени проявил нетерпение.
Путин не стал обременять российские города и веси предварительными выборами: ни к чему тратить время и деньги, если те же выборы можно провести внутри его собственной головы. При его поддержке Медведев уже успел выступить с несколькими 'предвыборными' речами, обещая уважение к закону, расширение личных свобод, уменьшение роли государства в экономике и расширение сотрудничества с другими странами, в том числе и с Соединенными Штатами.
Однако, чтобы выполнить все эти обещания, Медведеву необходимо с корнем вырвать из российской власти 'силовиков' - бывших офицеров КГБ, которых Путин расставил по высоким постам в Кремле и в крупных корпорациях, где они уже нажили неплохие состояния. Также ему придется отвернуть Россию от ее нынешнего марша прочь от демократии, из-за которого в основном и начались нынешние трения между Вашингтоном и Москвой.
Конечно, может оказаться и так, что Путин, устами Медведева озвучивая все эти вещи, просто играет в собственную циничную игру, прибыли от которой хочет получить как можно скорее. Может быть, это предупреждение 'силовикам': если они вздумают перечить ему, их всегда можно бросить на съедение общественному мнению и борцам с коррупцией. А на международной арене, выдвигая вперед умеренного президента как раз в тот момент, когда нового президента выбирает Америка, Путин, возможно, старается мягко 'продавить' признание России в качестве глобальной державы, которого он так жаждет.
Такая версия до некоторой степени подтверждается относительно мягкой публичной реакцией Путина на декларацию независимости бывшей сербской провинции Косово и немедленное ее признание Западом. Через несколько дней после 17 февраля, когда это произошло, официальный представитель Путина Дмитрий Песков заявил в Вашингтоне, что Косово не надо считать точкой конфликта между Россией и США. Он сказал, что следующие шаги должна определить Организация Объединенных Наций.
Дав согласие приехать на заседание Совета Россия-НАТО в Бухаресте, Путин, по сути, обозначил готовность России смириться с независимостью Косово. Заметим, что в течение многих месяцев до этого он постоянно критиковал бывшего советского сателлита Румынию за то, что она решила войти в Североатлантический альянс и разместить у себя военные базы США.
Представители 27 стран НАТО встретятся с Путиным после проведения собственного саммита в начале апреля, где особое внимание предполагается обратить на углубление проблем, испытываемых альянсом в Афганистане. И на этом саммите Бушу придется поддерживать единство внутри НАТО, а не проталкивать военные соглашения с Грузией и Украиной, как того хочет кое-кто в Белом доме: тем самым он создаст риск углубления тех трещин, что уже обозначились.
- Путин хочет сосредоточиться на внутренних проблемах, - сказал мне Песков.
По его словам, заседание в Бухаресте станет для его начальника 'лебединой песней' на международной арене. Хотя - кто знает?
Может быть, так и окажется - даже если Путин этого не хочет. Примеры Клавдия и Садата сами по себе показывают, насколько опасной бывает недооценка лидером своего политического дублера. Мне рассказывал один выпускник разведшколы КГБ, что в 1985 году, когда в ней учился Путин, слушателям показывали фильм 'Все о Еве'*. Так вот, Путин, наверное, решил на него не ходить.
* * *
* Фильм 'Все о Еве' ("All About Eve") - популярный американский фильм, вышедший в 1950 году. Краткое изложение сюжета можно прочесть здесь. (Вернуться к тексту статьи)
___________________________________________
Двуглавый медведь на троне ("Tygodnik Powszechny", Польша)
Чей это Кремль? Экономический план Медведева раскачивает лодку ("The International Herald Tribune", США)
Медведев - благородный герой made in Кремль ("Le Figaro", Франция)