Нахватав нефтедолларов, Россия Владимира Путина возвращает себе былую напористость, которую в последнее время наглядно демонстрируют некоторые ее необдуманные заявления и действия. Например, две недели назад все мы видели, как российский стратегический бомбардировщик Ту-95 в международных водах в западной части Тихого океана пролетел - правда, в сопровождении нашего истребителя, но все же - над авианосцем 'Нимиц'.
В это время примерно в пятидесяти милях от 'Нимица' по кругу летал второй бомбардировщик - скорее всего, наблюдая за реакцией кораблей авианосной ударной группы. Обычно в таких случаях собираются образцы электронных подписей всех датчиков группы; также фиксируется, когда группа отреагировала на присутствие чужих самолетов - до или после того, как они вышли на дистанцию пуска ракет воздух-земля? В какой момент с 'Нимица' вылетел боеготовый перехватчик? За какое время он долетел до точки перехвата? Активировала ли группа какие-то другие боевые системы, например зенитные ракеты под управлением 'Иджис' (Aegis)?
Начальник штаба ВМС заявил, что не считает произошедшее провокацией. Однако не нужно обманываться и думать, что то, что произошло - просто случайность. Это была заранее спланированная операция с конкретными целями. Во времена 'холодной войны' именно после подобных полетов в сочетании с агрессивными действиями советских боевых кораблей между СССР и США был в конце концов подписан 'Договор об инцидентах на море' (так в тексте - прим. перев.).
Во времена 'холодной войны', когда я командовал Вторым флотом США и Ударным флотом НАТО, мы перехватывали советские бомбардировщики на расстояниях до 1000 морских миль от расположения группы - то есть задолго до того, как они выходили на рубеж пуска ракет. Это делалось намеренно, чтобы повысить сдерживающий эффект и продемонстрировать советским пилотам, что в бою им никогда не выполнить поставленную задачу. И советские пилоты это знали.
Сегодня стратегическая ситуация уже совершенно не та, что в дни 'холодной войны', и сейчас самое главное для наших вооруженных сил - это динамика развития событий на Ближнем Востоке и, в частности, в регионе Персидского залива. Однако отметим, что именно там Россия продолжает расширять связи с Ираном.
Мало того, что Россия твердо намерена завершить строительство атомной электростанции в Бушере; мало того, что она заняла противную Соединенным Штатам позицию в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций и не дает ужесточить санкции против Ирана в связи с продолжением тегеранской программы обогащения ядерных материалов; Россия с Китаем к тому же продолжают очень активно продавать Ирану вооружения и военную технику. И на это последнее обстоятельство мы должны обратить самое серьезное внимание.
В программе поставок вооружений, в частности, значатся современные зенитные ракеты, а также сверхзвуковые противокорабельные ракеты российского производства 'Москит' (SS-N-22 Sunburn), специально разработанные для поражения кораблей, защищаемых системой управления ракетным оружием 'Иджис'. Следовательно, нельзя не учитывать, что все новые данные, которые российские самолеты и корабли собирают о действиях наших авианосных ударных групп, могут быть впоследствии переданы тому же Ирану.
Иными словами, последние инциденты с пролетом бомбардировщика над ударной группой 'Нимица' нельзя рассматривать в отрыве от контекста. Агрессивность, демонстрируемая Путиным, принимает коллективный характер: он уже угрожает Украине, если она вступит в НАТО, направить на нее российское ядерное оружие, если она разместит на своей территории системы противоракетной обороны США, предлагаемые для перехвата иранских баллистических ракет. Также он выступил с подобными декларациями в адрес Польши и Чехии.
Нельзя позволять Путину иметь все сразу. Что касается наших ВМС, то заместитель начальника штаба должен обязательно вызвать к себе российского военно-морского атташе в Вашингтоне для разъяснений и раскрытия планов и стратегии России, связанных с этими действиями. Атташе необходимо вынести предупреждение - как было вынесено предупреждение его китайскому коллеге в прошлом году, когда рядом с группой авианосца 'Кити Хок' всплыла китайская подлодка.
Также необходимо повысить уровень военного сдерживания в отношениях с Ираном. Тегеран должен понять, что если он неправильно рассчитает объемы нашего терпения, то его ждет встреча со всеми системами оружия, имеющимися в нашем распоряжении.
Джеймс А. Лайонс-мл. - адмирал флота США в отставке. На военной службе занимал должности командующего Тихоокеанским флотом США; старшего военного представителя США в Организации Объединенных Наций; заместителя начальника штаба ВМС. В последнем качестве также исполнял обязанности главного советника по вопросам, выносящимся на обсуждение Комитета начальников штабов.
_________________________________________
'Холодная война' авианосцев ("The Weekly Standard", США)
Российские проблемы для индийских самолетов ("Asia Times", Гонконг)
Возвращение Красной Армии ("Le Point", Франция)