В косовском вопросе российское руководство, как и общество в целом, демонстрирует единодушие. Россияне - от ярых националистов до либеральных западников - согласны в том, что предоставление независимости Косово не является хорошей идеей.
И дело здесь не только в близких отношениях с Сербией и сербами. Славянские или православные связи, возможно, и имеют значение для националистов, однако для остальных они не представляют особого интереса.
Умеренных россиян независимость Косово сама по себе не волнует. Значение в данном случае имеет признание этой независимости западными странами. Независимые политические комментаторы и представители интеллектуальных кругов считают, что Запад создает опасный прецедент, осуществляя разделение страны без ее согласия, и игнорирует последствия подобных действий, которые могут наступить не только в Абхазии и Южной Осетии - двух сепаратистских регионах Грузии - но и в других частях света.
В статье, опубликованной в газете "Washington Post" на прошлой неделе, Энн Аппельбаум (Anne Applebaum) предупредила "обитателей Кремля", что им не следует проводить безответственную политику в отношении Абхазии и Южной Осетии; она написала о рисках поддержки сепаратистских устремлений жителей этих регионов. Действительно, признание Абхазии и Южной Осетии вряд ли пойдет на пользу России. Оно может вызвать негативные последствия, такие, как дестабилизация обстановки у южных границ России.
Однако российское руководство, судя по всему, хорошо осведомлено об этом и подходит к данному вопросу рационально. И Путин, и правые политики-ястребы, и либеральные аналитики однозначно заявляют, что Россия не признает притязания Абхазии или Южной Осетии на независимость.
Стратегия России в отношении Абхазии и Южной Осетии заключалась в замораживании этих конфликтов, и до настоящего времени этот подход работал довольно хорошо. По крайней мере, уже определенное время на территории данных регионов не ведутся крупномасштабные боевые действия.
Пример Косово демонстрирует в первую очередь наличие неразрешимых разногласий между Россией и Западом и неспособность имеющихся политических институтов оказать помощь в поиске компромисса. Каждая из сторон руководствуется своими приоритетами. Запад активно вмешивался в косовский кризис, он поддерживал стремление Косово к независимости и направил в провинцию большие объемы людских и финансовых ресурсов. Он в последние годы осуществлял контроль над краем и его развитием. С западной точки зрения, независимость Косово необходимо безусловно поддерживать и продвигать.
Что касается России, то для начала следует сказать, что она резко возражала против бомбардировок Югославии. Однако она не могла противостоять им, и Запад просто проигнорировал протесты России. Предпринятая в те дни группой российских военных попытка помешать войскам НАТО стала не просто вызывающей сожаление неудачей, она была символическим показателем слабости России. И трудно ожидать, что сейчас, когда Россия восстановила свои позиции на мировой сцене, она согласится с Западом и его политикой в отношении Косово. В данном случае более естественным ответом выглядит стремление отыграться за имевшее место в прошлом унижение.
В России широко распространено мнение, что Запад постоянно пользовался слабостью России, и что политика Запада в отношении Косово является самым наглядным примером данной стратегии. Подобное восприятие мотивов Запада вызывает недовольство и гнев россиян. Кто-то может сказать, что подобное восприятие не имеет под собой основы. Однако нередко заявления западных политиков, экспертов или ученых лишь усиливают недовольство россиян.
Возьмите, к примеру, слова, сказанные ведущим американским экспертом в области внешней политики Ричардом Холбруком (Richard Holbrooke) журналу "The New Yorker" осенью 2007 года: "Администрация Буша открыто стремилась к независимости Косово в свой первый срок пребывания у власти ... когда Соединенные Штаты лидировали в мире, а россияне, что наиболее важно, были еще слабы".
Маша Липман - редактор журнала "Pro et Contra", эксперт программы московского Центра Карнеги "Общество и региональная политика".
___________________________________________________________
Игры вокруг Косово ("Newsweek", США)
Давайте внесем ясность ("The Economist", Великобритания)