Мощнейший бум в мировой экономике заканчивается; перед нами маячит перспектива снижения темпов роста и раскручивания инфляции. В США и Европе главным предметом для беспокойства стала возможная рецессия: экономический рост замедляется, дает о себе знать и сокращение кредитования.
Страны с развивающейся рыночной экономикой, напротив, по-прежнему демонстрируют высокие темпы роста; для них главная забота - инфляция. В прошлом году рост в России составили впечатляющие 8,1%. Ее экономика продолжает развиваться теми же темпами; несмотря на сохраняющиеся опасения относительно снижения ликвидности, ипотечный кризис, судя по всему, на нее существенно не повлиял.
Однако уровень инфляции в стране повысился с 7,4 % в марте прошлого года до 12,6% в январе 2008 г., и продолжает расти. В принципе, в странах, быстро догоняющих более богатые государства относительно высокая инфляция позволительна, поскольку она отражает постепенное сближение внутренних цен с общемировыми. В пересчете на американские доллары по нынешнему курсу объем ВВП России в 2000-2007 гг. увеличивался на 27% в год, хотя реальные среднегодовые темпы роста за этот период составляли 7%. Оставшиеся 20 процентных пунктов представляют собой реальный рост стоимости в экономике - за счет инфляции и повышения курса рубля.
Инфляцию в России порождает в основном гигантское положительное сальдо текущего баланса, благодаря которому ее золотовалютные резервы увеличились до 480 миллиардов долларов, и страна заняла по этому показателю третье место в мире после Китая и Японии. После того, как в июле 2006 г. рубль стал полностью конвертируемым, в страну начали поступать большие объемы капиталов. Россию также затронул рост мировых цен на продукты питания и энергоносители; после девяти лет экономического бума ее рынки труда и жилья явно перегреваются.
Долгое время российские власти могли игнорировать тот факт, что инфляция измеряется двузначной цифрой, поскольку она находилась под контролем и снижалась; считалось также, что страна проводит ответственную финансовую политику. Сегодня, однако, уровень внутренних цен в России высок даже по международным стандартам, - Москва вошла в тройку самых дорогих городов мира - а инфляция набирает обороты.
Хотя российские выборы проводятся под полным контролем властей, они все же порождают популистские шаги. До недавних пор президент Владимир Путин мог гордиться ответственностью финансовой политики государства. В октябре прошлого года, однако, он внезапно сменил курс. Первые 10 месяцев 2007 г. профицит российского бюджета составлял 8% от ВВП, но в ноябре, накануне выборов, правительство резко увеличило государственные расходы.
На рост инфляции Кремль поначалу реагировал столь же популистскими методами. Чтобы удержать внутренние цены на продукты питания, он ввел экспортные тарифы и цены на эту продукцию. Однако подобные действия вызвали 'цепную реакцию', еще больше отсрочив вступление России во Всемирную торговую организацию. В октябре прошлого года правительство ввело контроль над ценами на ряд продуктов питания. К счастью сегодня Кремль осознал необходимость более серьезных экономических мер, и поручил борьбу с инфляцией министру финансов Алексею Кудрину. Чтобы 'охладить' экономику, России необходимо срочно вернуться к более осторожной финансовой политике. Лучше всего было бы запретить российским компаниям безудержное заимствование на Западе - в прошлом году совокупный объем таких кредитов достиг 60 миллиардов долларов. Мало того, что это заимствование является основным источником притока капиталов; полученные средства впустую растрачиваются на вредную для экономики ренационализацию эффективных частных компаний.
Впрочем, главный 'метод лечения' состоит в другом: необходимо допустить дальнейшее повышение курса рубля. Конечно, реальный эффективный обменный курс российской валюты в 2006-2007 гг. повышался на 7% в год, но этого недостаточно. Г-н Кудрин не раз рекомендовал более существенное повышение курса, надеясь за счет этого к концу 2008 г. снизить инфляцию до 7%.
Однако российский Центробанк тормозит этот процесс, странным образом выступая за привязку курса рубля к 'корзине' евро и доллара - его беспокоит, что профицит текущего баланса может слишком быстро сойти на нет.
Российское правительство давно уже подумывает о введении плавающего курса в целях сокращения инфляции в среднесрочной перспективе. Что ж, момент для перехода к этой схеме настал. После этого Центробанк мог бы активизировать монетарную политику и повысить реальные процентные ставки. Сегодня установленная им ставка рефинансирования составляет всего 10,25% - это значительно ниже уровня инфляции. Кроме того, с ростом цен в стране необходимо бороться за счет дерегулирования экономики.
С подобной дилеммой столкнулась не только Россия: несколько других стран постсоветского региона, прежде всего Казахстан, Украина и Латвия, страдают от аналогичного недуга - там инфляция также вновь измеряется двузначной цифрой. Однако России следует принять меры для охлаждения перегретой экономики и борьбы с инфляцией немедленно, пока у нее не возникли более серьезные финансовые проблемы.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics), автор книги 'Капиталистическая революция в России: почему рыночные реформы увенчались успехом, а демократизация потерпела неудачу' Russia's Capitalist Revolution: Why Market Reform Succeeded and Democracy Failed)
_________________________________________
'Бизнес без водки - деньги на ветер' ("The Financial Times", Великобритания)
Во что обходится России ее внешняя политика? ("The Financial Times", Великобритания)
Агрессивная внешняя политика Москвы отпугивает инвесторов? ("The Independent", Великобритания)
Английские фермеры собирают богатый российский урожай ("The Times", Великобритания)
Демоны инфляции - наваждение растущей экономики России ("The Financial Times", Великобритания)