Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не бросайтесь в объятия к русскому медведю: он еще может кусаться

Не бросайтесь в объятия к русскому медведю: он еще может кусаться picture
Не бросайтесь в объятия к русскому медведю: он еще может кусаться picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Такое впечатление, что Россию в глазах западного инвестора не портят ни антизападная риторика, ни привычка президента Путина бряцать оружием, ни даже привычка Кремля вмешиваться в сделки, заключенные западными компаниями. Что правда, то правда: капитал любит грубую силу - если не ее саму, то стабильность, которую она в состоянии обеспечить. Но нельзя впадать в иллюзии: вложения в Россию подвергаются более высоким политическим рискам, чем вложения в Западную Европу

Скажем прямо, не самый очевидный выбор для хранения наших сбережений. Трудно назвать очевидным выбором страну, которая как ни в чем не бывало засылает в наше воздушное пространство свои бомбардировщики, отказывается выдавать подозреваемого в убийстве, предъявляет официальным представителям Великобритании явно сфабрикованные обвинения и выступает против Запада в бесчисленном количестве внешнеполитических вопросов. . . и, кстати, которая объявила дефолт по своим долгам менее десяти лет назад.

Тем не менее, за прошлый год в пределах 'большой Европы' именно Россия стала самой успешной страной по притоку капитала. За 2007 год российские компании продали своих акций на 29 миллиардов долларов, и Россия заняла, таким образом, первое место и по притоку акционерного капитала. По данным консалтинговой компании PBN, ближайшие конкуренты отстали от России довольно сильно: Великобритания - 22 миллиарда, Германия - 11 миллиардов, Италия - 6 и Франция - 5.

Сколько в этом мощном вливании действительно 'нероссийских' денег, на сегодняшний момент точно никто не скажет, однако, судя по тому, что в основном размещение ценных бумаг проходило не в Москве, а в лондонских международных финансовых центрах, таких там подавляющее большинство. С этим потоком может сравниться только поток средств суверенных фондов, влитых недавно в западные инвестиционные банки.

Сегодня самые что ни на есть серьезные и уважаемые институциональные инвесторы Запада как никогда готовы броситься в объятия к русскому медведю. Прошли - по крайней мере, пока - те времена, когда для того, чтобы хоть как-то разместить российские бумаги, надо было выкручивать руки инвесторам или обещать им всевозможные преференции.

Отметим три удивительных момента, возникающих при анализе этих цифр. Во-первых, нельзя сказать, что капитал потянулся в Россию исключительно из-за ее ресурсно-энергетических богатств. Производители сырья были как раз в меньшинстве, а сливки с новых инвесторов успешно снимали банки, девелоперы, фармацевтические компании, портовые операторы, сети розничной торговли и даже один производитель водки. Может быть, главный секрет бурного роста российской экономики и заключается в энергоносителях, но другие отрасли тоже очень хорошо себя чувствуют.

Во-вторых, меняется сам принцип выведения акций российских компаний на биржу. Это делается уже не для того, чтобы дать олигархам возможность вывести и 'кристаллизовать' нажитое: 81 процент денег, полученных от продажи акций в прошлом году, вложен обратно в бизнес - для сравнения, в течение двух предыдущих лет этот показатель составлял менее половины.

В-третьих, этот рынок не попал под обломки кредитного кризиса. Спонсоры размещений успешно проводили все, что хотели - и до, и после августа. В этот период неплохо разместился даже банк - а многие тогда от банков уже шарахались, как от чумы: в самый разгар кризиса банк 'Санкт-Петербург' получил с рынка 274 миллиона долларов, причем претендентов на покупку акций было в семь раз больше, чем ему требовалось. Мало того: подобным образом в Россию за пять месяцев после начала кризиса пришло больше капитала, чем за все десятилетие до 2005 года.

Что касается инвесторов, то они явно должны быть довольны последней волной российских размещений. Несколько компаний их подвели - те, кто вложился в телекоммуникационно-технологическую Sitronics, потеряли половину вложенного, - но в общем и целом портфель всех прошлогодних российских IPO к концу года вернул инвесторам 13 процентов, и это при том, что российский фондовый рынок к концу года, наоборот, упал на 10 процентов.

Спонсоры уже потирают руки в преддверии нового успешного года. Такое впечатление, что Россию в глазах западного инвестора не портят ни антизападная риторика, ни привычка президента Путина бряцать оружием, ни даже привычка Кремля вмешиваться в сделки, заключенные западными компаниями. Что правда, то правда: капитал любит грубую силу - если не ее саму, то стабильность, которую она в состоянии обеспечить. В воскресенье в России пройдут президентские выборы, и, судя по всему, фаворит Путина Дмитрий Медведев спокойно придет ему на смену и будет продолжать его линию - как в отношении бизнеса, так и в международных делах.

Сегодня Россия - это, действительно, слишком соблазнительная возможность для инвесторов, чтобы не обращать на нее внимания. Но нельзя впадать в иллюзии: вложения в Россию подвергаются более высоким политическим рискам, чем вложения в Западную Европу. Не кажется ли им, что отношение цена/прибыль, по которому торгуются нынче российские компании, так высоко, потому что дисконт Путин/Медведев явно маловат?

___________________________________________

Москва - капитализм процветает ("Christian Science Monitor", США)

Россия: поможет ли закручивание гаек покончить с 'Диким Востоком'? ("The Wall Street Journal", США)

'Бизнес без водки - деньги на ветер' ("The Financial Times", Великобритания)