Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Неоконченный роман

Груз прошлого в отношениях России и Грузии мешал адекватно оценивать ситуацию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
'Роман' между Грузией и Россией начался достаточно давно, в те далекие времена, когда 'мораль' еще царила в большой политике, вернее, когда ею так элегантно прикрывались, апеллируя к не столь прозаичным вещам как пути транспортировки энергоресурсов или участие в международных торговых обязательствах.

Несмотря на свое цивилизационное варварство, римляне были очень мудрыми людьми. Быть может, поэтому знаменитая фраза 'То, что положено Юпитеру, не положено быку' принадлежит именно им, а не культурно рафинированным эллинам. Действительно, этот мир создан по достаточно жестким законам. Рискуя навлечь на себя гнев многочисленной армии феминисток и сторонников гендерного равенства, все-таки скажу - то, что может позволить себе мужчина, не позволено женщине. Точно так же, то, что позволяют себе большие страны, никак не могут позволить себе малые.

А что если посмотреть на взаимоотношения России и Грузии сквозь призму отношений между людьми. Мне представляется, что здесь на ум может придти много интересных, хоть и достаточно спорных аналогий. Ведь народы и страны суть такие же живые организмы, как и люди, со своей историей, психологическим типом и своими 'тараканами' в голове.

'Роман' между Грузией и Россией начался достаточно давно, в те далекие времена, когда 'мораль' еще царила в большой политике, вернее, когда ею так элегантно прикрывались, апеллируя к не столь прозаичным вещам как пути транспортировки энергоресурсов или участие в международных торговых обязательствах. Основанием для романа была принадлежность к одной матери - Церкви, и это был самый серьезный аргумент, на который опиралось грузинское общество, тянущееся к России.

Правда, сразу после начала романа начались и недоразумения, ну кто бы мог подумать, что Грузия объединяется не со святой Русью, а с империей, созданной волей Петра, где Церковью руководит чиновник, обер-прокурор Синода. Потеря автокефалии грузинской церковью было первое, но не единственное разочарование. Конечно, в том союзе Грузии и России были и шипы и розы.

Трудно сказать, чего было больше, так или иначе Грузия вместе с Россией переживала как периоды расцвета, так и периоды острых кризисов. Но, как известно, нет ничего вечного под солнцем. С распадом Советского Союза и Грузия, и Россия начали учиться жить самостоятельно, но как это часто бывает в отношениях между людьми, груз прошлого и неверное позиционирование друг друга мешали адекватно оценить ситуацию. Россия совершенно 'справедливо' считала, что имеет особые права на Грузию, тогда как Грузия, униженная и оскорбленная той же Россией, а что, по-вашему, было в Абхазии и Южной Осетии, не говоря уже о визовом режиме, введенном, кстати, задолго до прихода к власти молодой команды реформаторов западного типа, была дезориентирована и не совсем понимала, что происходит.

Все изменилось в ноябре 2004 года, когда в политическую жизнь Грузии ворвался Запад, который очаровывал своими ценностями и жизненными приоритетами, подобно ослепительной улыбке Метью Брайзы. Для Грузии Запад это, прежде всего надежда на новую достойную жизнь, безопасность в этом мире, полном угроз и рисков. Надо хорошо понимать, что стремление грузинского общества к интеграции с Западом, ни что иное как, мечта о стабильности. Так или иначе, Запад делал все, чтобы привязать к себе Грузию, тогда как Россия напротив делала все, чтобы оттолкнуть ее от себя. Как воспринимались в Грузии шаги по запрету на экспорт грузинских товаров, прекращению транспортного сообщения и уж совсем позорная страница преследования людей по этническому признаку, думаю достаточно понятно.

Сегодня понятно и другое, если у кого-нибудь в Кремле в тот период были надежды увидеть Грузию на коленях, они просчитались. Грузия не просто выжила, но и стала сильнее. На самом деле, сегодняшняя попытка урегулировать отношения с Россией связана не столько с экономической необходимостью, сколько именно с требованием Запада, такого урегулирования.

Действительно, если посмотреть на ситуацию с позиции Запада, мы получим нежелание наших западных партнеров углублять процесс интеграции с Грузией до тех пор, пока не расставлены все точки над i в отношениях с Россией.

Это и понятно, во-первых, Россия является крупным игроком в большой геополитической игре, и не учитывать ее раздражение по поводу 'ухода' Грузии никак нельзя. Но, главное, пожалуй, не это - Грузии самой надо до конца определиться в отношениях и с Россией, и с Западом. Несмотря на постоянные заявления руководства Грузии о приверженности демократическим ценностям остается постоянная угроза отката от них и сползания к авторитаризму. Чего греха таить, выведение родимых пятен советской империи процесс долгий и многотрудный, но без него невозможна интеграция с западным миром. Мы должны хорошо осознавать, что Запад никогда не поставит себя в положение любящего мужчины, чей союз с женщиной будет зависеть от потенциальной возможности телефонного звонка от другого. Поэтому, только построив институты гражданского общества, гарантировав права и свободы собственных граждан, Грузия может рассчитывать на достойное место в европейской цивилизации.

А что касается России, то конечно с Россией необходимо строить отношения на абсолютно новом уровне. Первые шаги уже сделаны, восстановление прямого транспортного сообщения - краеугольный камень во взаимоотношениях двух стран. Если за этим последуют отмена торговых санкций, ослабление визового режима, отказ от противодействия вступления России в ВТО и конкретные шаги по урегулированию конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, в выигрыше останутся как Россия, так и Грузия. И что еще важнее, от этого выиграют тысячи простых людей, которым не совсем понятна логика незаконченного романа. Впрочем, мне кажется, законченных романов не бывает.

____________________

Президент Грузии считает себя новым Бен-Гурионом ("Haaretz", Израиль)

Грузия заслуживает членства в НАТО ("Le Monde", Франция)