Россияне, которым сейчас двадцать с небольшим лет, росли во времена развала советской империи. Это дало многим из них, таким, как Анастасия Чуковская, возможность получать знания по истории из альтернативных источников. Однако уже у следующего поколения такой возможности может не быть.
'В девяностые были разные взгляды, разные учебники... Учителя охотно говорили с учениками [на темы, которые раньше были под запретом], - рассказывает Иван Большаков, лидер молодежного крыла демократической партии 'Яблоко'. - Сейчас они стараются делать акцент на тех событиях, которые подчеркивают роль российского государства в истории'.
Возможно, лучше всего выражает эту тенденцию книга для учителя старших классов по истории, написанная Александром Филипповым - Сталин в ней назван 'наиболее успешным' руководителем СССР и 'эффективным менеджером'. Учебник, созданный на ее основе, попадет в школы уже в сентябре. Администрация президента Владимира Путина, считающая образование одним из пяти приоритетных 'национальных проектов', отозвалась об этой работе как о самом качественном пособии по истории из имеющихся в наличии.
Книга Филиппова, которую либеральный журналист Александр Архангельский подверг критике за попытки 'кроить сознание детей по готовому лекалу', дает понять либералам, что государство отказывается вводить детей в исторический контекст, необходимый для того, чтобы отвергнуть историю угнетения.
'Образование - единственное, что может противостоять авторитарной власти, - считает глава комитета по образованию московского парламента, член 'Яблока' Евгений Бунимович. - Я не верю, что образование входит сейчас в число приоритетов для нашего государства. Авторитарное государство не нуждается в образовании - с ним сложнее обманывать население, сложнее создавать новые мифы'.
С этим согласна и Наталья Зоркая, специалист по вопросам молодежи либерального московского Аналитического центра Юрия Левады, в прошлом году установившего, что половина молодежи относится к Сталину положительно, а 20 процентов готовы были бы за него проголосовать. 'Страна, желающая покончить с тоталитаризмом, не может обойтись без анализа прошлого, - уверена г-жа Зоркая. - К сожалению, такая работа не ведется, за исключением специальных исследований, не получающих широкой известности'.
Оценки числа погибших за 30 лет правления Сталина разнятся от 3 миллионов до 60 миллионов и в целом крайне недостоверны. Однако в своем выступлении перед учителями на презентации книги Филиппова г-н Путин призвал россиян не дать другим странам внушить им комплекс вины. По его словам, самые мрачные страницы российской истории бледнеют по сравнению с Хиросимой и Холокостом.
Также и Филиппов в своем прошлогоднем интервью принадлежащей государству 'Российской газете' подчеркивал положительные аспекты российской истории. 'Считаю, России есть чем гордиться в своем историческом прошлом, - заявил он, говоря о необходимости противостоять 'пропагандистским атакам' как в стране, так и за рубежом. - Даже в самые... горькие страницы своей истории она демонстрировала уникальные ресурсы самосохранения как суверенного государства'.
По мнению Зоркой, Филиппов подразумевает, что все, кто не хочет видеть в истории России всеобъемлющее величие и жертвенность, являются врагами. 'Идея того, что 'критик' означает 'враг', господствует в общественном сознании'.
Редактор финансируемого государством журнала Russia Profile Андрей Золотов считает тон критики ключевым моментом. 'Патриот должен критиковать свою страну, если он ее любит', - полагает он.
'Это то, что я отчетливо ощущаю в западной прессе - когда вы пишите об отрицательных явлениях, вы же это делаете чтобы... держать свою страну в форме:?' - спрашивает он, вспоминая рок-песню времен Горбачева, в которой Россия называется 'родиной-уродиной'.
'Будучи россиянином, ты должен иметь возможность это сказать - но это должно быть для тебя болезненно... А если кто-то другой скажет 'Какая уродина!', что тогда делать? Дать ему по морде немедленно'.
Криста Кейс Брайант - штатный корреспондент Christian Science Monitor
_______________________________________________
Новая российская история: да, погибли люди, но... ("The International Herald Tribune", США)
Назад в СССР ("Newsweek", США)