Если накануне президентских выборов какой-то город вообще можно признать 'типичным представителем' Центральной России, то Воронеж имеет все основания претендовать на этот статус.
Его население уже достигло 1,2 миллионов, и продолжает расти. Воронеж - центр сельскохозяйственного Центрально-Черноземного региона. Экономический бум, который переживает Россия при Владимире Путине, должен был принести городу процветание, и в какой-то степени, пусть и крайне неравномерно, позитивные сдвиги происходят. Но многим избирателям в Воронеже, ставшем ареной одной из самых яростных предвыборных баталий в стране, перемены к лучшему кажутся явно недостаточными.
В Москве трудно найти человека, которого бы по-настоящему волновала нынешняя предвыборная гонка. Все уверены, что победа достанется Дмитрию Медведеву. В воскресенье люди, как положено, придут на избирательные участки, но никакого кипения предвыборных страстей в столице не заметно.
Иное дело - Воронеж; прогуляйтесь по любой из центральных улиц, и вас не раз остановят настойчивые активисты, предлагая вам красочные брошюры, расписывающие достоинства той или иной партии. Пешеходы привыкают обходить стороной стайки агитаторов в ярких куртках, как и другие 'ловушки', подстерегающие их на улице - зияющие ямы в асфальте или ледяные наросты, оставленные подтаявшим зимним снегом.
Чуть ли не каждый час громкоговорители созывают горожан на митинг возле мэрии. Передачи местных телеканалов то и дело прерываются кустарными видеороликами, рекламирующими кандидатов.
Однако предвыборная лихорадка, от которой трясет Воронеж, не имеет ничего общего с состязанием между путинским 'выдвиженцем' Дмитрием Медведевым и тремя его условными оппонентами - коммунистом Геннадием Зюгановым, правым популистом Владимиром Жириновским и 'декоративным' четвертым кандидатом Андреем Богдановым. Речь идет о выборах мэра, которые состоятся в тот же день. На этот пост претендуют 13 кандидатов - 'чертова дюжина', как их называют горожане; двое, по данным опросов, идут 'ноздря в ноздрю', у остальных шансов на победу почти нет.
Действующий мэр Виктор [так в тексте. На самом деле - Борис - прим. перев.] Скрынников борется за переизбрание, но вероятность этого крайне мала. Четыре года назад именно отсутствие управленческого опыта (а значит и неучастие в сомнительных делишках) принесло бывшему учителю неожиданную победу, но сегодня все говорят о том, что он не соответствует занимаемой должности. Скрынникова обвиняют в неспособности 'выбить' для города дополнительные ассигнования из Центра, и пренебрежении нуждами ветшающей городской инфраструктуры.
Битва идет жестокая, запрещенные приемы применяются сплошь и рядом. Так, появилось сообщение о покушении на одного из ведущих кандидатов - Виктора Витиника: его машина была обстреляна. Оппоненты Витиника, однако, утверждают, что это была лишь инсценировка, призванная привлечь к нему внимание и сочувствие, отмечая, что по какой-то причине кандидат в этот день выехал не на джипе, как обычно, а на дешевом автомобиле российского производства.
Двух других кандидатов после бурной дискуссии 'в назидание остальным' исключили из 'Единой России' - 'партии Путина'. Их провинность заключалась в том, что они не вышли из гонки после того, как местное отделение партии поддержало другого кандидата - председателя городской Думы Сергея Колиуха. В результате обоих - как в советские времена - обвинили в нарушении партийной дисциплины. Постоянно появляются и сообщения о 'скупке голосов'. Утверждается, что здесь используются различные методы - от 'спонсорской помощи' богатых кандидатов до циничной эксплуатации бедственного положения пенсионеров. 'Когда вы живете на сумму, эквивалентную 25 фунтам в месяц, еще 5 фунтов имеют немалое значение', - замечает один давний критик российской практики проведения выборов.
Претензии вызывают и плакаты, намекающие на поддержку Колиуха Путиным - они создают впечатление о его связях с Кремлем, которых на самом деле не существует. Здесь четко просматривается намерение использовать несомненную популярность Путина, чтобы повысить шансы кандидата на избрание.
Впрочем в Воронеже такая тактика, возможно, даст меньше результатов, чем в других городах. Здешний электорат традиционно считается консервативным; и к Путину воронежцы относятся с меньшим энтузиазмом, чем россияне в целом. Утверждается, что в ходе общенациональных парламентских выборов в декабре прошлого года от местных чиновников требовали обеспечить 65% голосов за 'Единую Россию', которую тогда в предвыборных целях возглавил Путин. Результат, однако, оказался одним из самых низких в стране - 47%. Явка избирателей тоже оказалась ниже среднего общенационального показателя.
Казалось бы, острота борьбы на выборах мэра при активном участии простых граждан говорит о том, что демократия - пусть и в довольно примитивной форме, укореняется если не в Центре, то хотя бы на местах. И уж конечно, раз на местном и муниципальном уровне конкуренция так высока, можно предположить, что пристрастие к подлинно состязательным выборам будет распространяться и дальше?
Однако воронежские избиратели оценивают ситуацию несколько по-иному. По их словам, единственная причина, по которой на должность мэра претендует столько кандидатов - в их стремлении оказаться у 'кормушки'. 'Тут все дело в том, что богатые люди хотят стать еще богаче', - заметил один молодой горожанин в беседе со мной.
Воронеж по-прежнему живет сразу в двух эпохах - советской и постсоветской. Дороги и коммунальное хозяйство сегодня находятся в таком же плачевном состоянии, как и 30 лет назад, когда я провела в этом городе десять месяцев. О том, что нищета здесь - повседневная реальность, можно судить хотя бы по взглядам пожилых людей, когда они проходят мимо киосков, забитых недоступно дорогими фруктами, салями, пирожными. В то же время две трети строящихся новых квартир скупают спекулянты, а современные отели, где номера стоят по 75 фунтов в сутки, отнюдь не пустуют.
В этих условиях широкий выбор претендентов на пост главы города людей не радует; что же касается президентской гонки, то там хотя бы не нужно ломать голову. Граждане утверждают, что выборы мэра, превратившиеся в перебранку, вызывают у них лишь отвращение, и большинство из них намерено проголосовать против всех, чтобы, по крайней мере, избежать худшего. Поэтому в воскресенье избиратели - даже в скептически настроенном Воронеже - придут к урнам для голосования в первую очередь, чтобы поддержать подобранного Путиным преемника.
________________________________
Передача власти Путиным - не фарс ("The Independent", Великобритания)
Статья о России: Резкие отклики россиян ("The New York Times", США)
Меньше демократии в России Путина ("The New York Times", США)