Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале 1990-х, когда российский президент Владимир Путин, возглавлявший тогда комитет петербургской мэрии по внешним связям, оказался в центре публичного скандала, - единственного в свой политической карьере - его защищала небольшая группа юристов

В начале 1990-х, когда российский президент Владимир Путин, возглавлявший тогда комитет петербургской мэрии по внешним связям, оказался в центре публичного скандала, - единственного в свой политической карьере - его защищала небольшая группа юристов.

В эту команду входил и молодой Дмитрий Медведев - недавнему выпускнику юрфака было тогда 24 года; он консультировал путинский комитет по одному из самых 'чувствительных' направлений его деятельности. Общими усилиями группе юристов удалось парировать обвинения депутатов городского Совета в адрес Путина: они утверждали, что в рамках бартерных сделок по снабжению города продовольствием тот выдал квоты на экспорт нефти и редкоземельных металлов на общую сумму в 100 миллионов долларов (50 миллионов фунтов или 66 миллионов евро) сомнительным компаниям, нажившимся на этих контрактах, но не выполнивших большую часть обязательств по поставке продуктов.

Валерий Мусин, бывший преподаватель Медведева в университете, также работавший консультантом в комитете по внешним связям, рассказывает: он точно не помнит, какие именно рекомендации они давали, но данные расследования и призывы депутатов уволить Путина не были приняты во внимание, а их выводы - изъяты из архивов городского собрания. Сам Путин отрицает какие-либо нарушения со своей стороны.

По словам Мусина, Медведев выступал консультантом в основном в вопросах, связанных с регистрацией совместных предприятий с участием мэрии и иностранных фирм; позднее от этой практики отказались, сочтя, что она чревата конфликтом государственных и коммерческих интересов.

'Эти вопросы - из разряда самых чувствительных. Очень характерно, что самым доверенным помощником Путина стал не выходец из КГБ, а юрист, - замечает один крупный банкир, тесно сотрудничавший и с Медведевым, и с Путиным. - Со своим юристом любой человек говорит откровеннее'. Он добавляет: 'Работа, которую он выполнял для этих ребят, укрепила его контакт с Путиным'.

Сегодня Медведев - 17 лет бывший верным помощником и протеже Путина - должен одержать неоспоримую победу на выборах в ближайшее воскресенье, сменить его на посту президента, и обеспечить сохранение созданной нынешним главой государства системы.

Сейчас, когда власть второй раз после крушения СССР переходит из рук в руки, эта преемственность очень важна для многих россиян, ставящих Путину в заслугу восьмилетний экономический рост и восстановление престижа России на мировой арене. Этого же желает и новый клан 'серых кардиналов', многие из которых в свое время работали в путинском петербургском комитете по внешним связям, а теперь 'надзирают' за важнейшими активами в российской экономике. Они занимают важные посты в крупных компаниях, таких как 'Роснефть' и 'Газпром', которые в результате неоднозначно воспринимаемых сделок приобрели контроль над значительной частью российского энергетического сектора.

Пятидесятипятилетний Путин - он на 13 лет старше Медведева - будет и дальше пользоваться большим влиянием, заняв пост премьер министра, который, как недавно заметил действующий президент, возглавляет 'высшую исполнительную власть в стране'. Без ответа остается вопрос: будет ли Медведев, запомнившийся бывшим коллегам в первую очередь осторожностью и усердием при выполнении чужих указаний, простым исполнителем воли Путина, или на каком-то этапе попытается обрести самостоятельность?

Медведев создает себе имидж либерала и 'западника', обещая снизить налоги, сократить бюрократическую волокиту, дать больше свободы СМИ и укрепить независимость судебной системы. Однако с учетом того, что он был одним из самых высокопоставленных чиновников путинской администрации в тот период, когда президент сворачивал многие из этих свобод, заставляет относиться к подобным обещаниям с сомнением. Медведев никогда не критиковал публично политику, в рамках которой оппозиция вытеснялась на обочину политического процесса, некоторые партии не допускались к участию в выборах, а государство усиливало контроль над общенациональными телеканалами. Напротив, он высказывался в поддержку этих шагов. А его биография не дает особых оснований предполагать, что он попытается идти своей дорогой.

Люди, помнящие его кудрявым, 'книжным' мальчиком, подраставшим в мрачном пригороде Петербурга Купчино - лабиринте неотличимых друг от друга многоквартирных домов - говорят, что в те времена были уверены: он пойдет по стопам отца, избрав научную карьеру. Медведев воспитывался как типичный ленинградец из интеллигентной семьи. Его отец был профессором Ленинградского технологического института, а мать - преподавателем. Благополучное детство Медведева разительным образом отличалось от мальчишеских лет Путина, который рос в одолеваемой крысами коммунальной квартире и дрался на улице с другими ребятами.

Медведев, по словам его бывших соседей, никогда не сквернословил и ни с кем не дрался. 'Он не был хулиганом. Он был из нормальной, интеллигентной семьи', - вспоминает одна женщина; она не желает, чтобы ее имя появлялось в печати, но утверждает, что жила на одной лестничной площадке и училась в одной школе с Медведевым. - Он был очень приятным парнем, всегда открывал передо мной дверь . . . Но когда я впервые узнала, что он станет нашим президентом, меня это немного удивило, потому что его не назовешь особенно активным человеком. Он был 'как все'. Никакими организационными способностями или блестящими успехами в учебе он не выделялся'.

Впрочем другие знакомые из того периода и некоторые чиновники, работавшие с ним вместе, говорят, что Медведев раскрывался только перед теми, кого знал близко. 'Встречи с Медведевым - одни из самых ярких впечатлений из моего детства', - рассказывает Елена Андреева - дочь профессора с кафедры теории электротехники, жившая в том же доме. Она вспоминает, как Медведев читал ей стихи Александра Блока, - одного из ведущих российских поэтов-символистов революционной эпохи - и как однажды они всю ночь простояли в очереди за книгами классиков детской литературы.

Дело было в 1970-х, когда стагнация в советской экономике уже оборачивалась всепроникающим дефицитом. Самые элементарные потребительские товары стало трудно достать; очереди превратились в повсеместное явление. По словам Андреевой, Медведев - тогда еще школьник, едва достигший подросткового возраста - как-то пообещал, что изменит положение дел в экономике: 'Он говорил, что в будущем хочет что-то сделать, чтобы изменить экономику нашей страны . . . Но сначала, как он считал, надо выучиться. Он хотел получить образование, чтобы в будущем иметь возможность что-то сделать. Ленивым он никогда не был'.

И свое обещание Медведев выполнил. Он поступил на юридический факультет Ленинградского государственного университета, и там же закончил аспирантуру по специальности 'гражданское право'. Диссертация, которую он защитил незадолго до распада СССР, называлась 'Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия'. Она представляла собой попытку создать правовую основу рыночных отношений, формировавшихся в советской экономике в результате горбачевских реформ, вспоминает Мусин, преподававший Медведеву - а перед тем и Путину - римское право.

Люди, учившиеся вместе с Медведевым в студенческие и аспирантские годы, рассказывают, что в те времена они мало говорили о политике. 'Об этом говорить было не принято. Это была не та тема, которую молодежь стала бы обсуждать за чашкой чая, - замечает Марина Лаврикова; она сегодня преподает на юридическом факультете. - Система существовала уже 70 лет. Нельзя сказать, что мы все были довольны жизнью, но реально никто не ставил себе целью что-то изменить'. По словам Мусина, его ученик сожалел о распаде СССР, но поддерживал усилия Горбачева по внедрению в народное хозяйство элементов рыночной экономики.

Лаврикова описывает Медведева как серьезного студента, сдерживавшего эмоции и прилежно учившегося, но не стоявшего на голову выше остальных: 'У нас на курсе он был не единственным талантливым студентом. Он был среди тех, кто выделялся на общем фоне, но не единственным в своем роде'.

Считается, что Путин с Медведевым познакомились, когда последний работал в предвыборном штабе другого профессора-правоведа - Анатолия Собчака. Когда накануне распада СССР Собчака выбрали мэром Санкт-Петербурга, он взял к себе помощниками бывших аспирантов.

Среди них был и Медведев, а позднее в окружении Собчака появился Путин, вспоминает Александр Беляев; он тогда возглавлял городской Совет и был частым гостем в мэрии. Однако, по его словам, Медведев 'не занимал особенно высокого поста. Он в основном сидел у Собчака в приемной и отвечал на звонки . . . Несомненно, он был 'вторым номером' после Путина'.

Однако, добавляет Беляев, молодой Медведев любил со вкусом одеваться: 'Он производил на меня впечатление крайне добросовестного молодого человека, всегда старавшегося выглядеть как 'яппи'. Он хотел выглядеть элегантно'.

Вскоре - в 1991 г., когда Путин стал заместителем Собчака - Медведев вслед за своим наставником перешел на работу в комитет по внешним связям в должности эксперта. 'Путин 'воспитал' Медведева. Медведев всегда будет смотреть на него, как на человека, у которого можно многому научиться', - считает Мусин.

Медведев, по словам бывших коллег, не был на первых ролях и в 'Илим Палп' - петербургской лесотехнической компании, где он стал консультантом. До 1995 г. он совмещал работу в мэрии и этой фирме, а затем окончательно перешел в 'Илим'. 'Он не показался мне особо энергичным и одаренным человеком', - вспоминает один западный бизнесмен, сотрудничавший в те годы с 'Илимом'. - Я не хочу сказать, что он дурак, но предприимчивым он не был. Его быстрый взлет по служебной лестнице стал для меня сюрпризом'.

Однако один западный юрист, сотрудничавший с Медведевым в тот период, отмечает: 'Среди тех, с кем мне довелось иметь дело, он был одним из немногих настоящих профессионалов. Он вполне мог бы работать на Уолл-Стрит'. В то же время, говоря о силе его характера, этот знакомый Медведева, что примечательно, вспоминает одну из ведущих лондонских юридических фирм и британского премьера-консерватора, славящегося мягкой манерой поведения, но продержавшегося у власти достаточно долго: 'Вряд ли он стал бы одним из совладельцев Linklaters. Он был человеком довольно мягким. Но люди меняются. Мне он удивительно напоминает Джона Мэйджора (John Major)'.

После того, как в конце 1999 г. Путин пригласил Медведева в Кремль, сначала в качестве заместителя главы, а спустя три года - уже в качестве главы Администрации президента, его протеже по-прежнему держался в тени. Медведев также был назначен председателем совета директоров 'Газпрома', где он - опять же за кулисами - сыграл важную роль в 'очищении' этого государственного монополиста от менеджеров, за которыми тянулся шлейф обвинений в выводе из компании активов на миллиарды доллара. 'Он взял на себя управление 'Газпромом', когда тот был по сути 'государством в государстве', - вспоминает один западный топ-менеджер, работавший с Медведевым в тот период. - Он производит впечатление человека застенчивого и скромного. Но когда он уверен, что пользуется поддержкой шефа, то может вести себя весьма жестко'.

По сути Медведев выполнял указания Путина, который, как утверждают посвященные, лично принимал все важнейшие решения, связанные с деятельностью 'Газпрома' - в том числе и о прекращении поставок газа на Украину в ходе ценового спора в январе 2006 г.

В Кремле же, по словам одного 'инсайдера', Медведев занимался в основном мелочной регламентацией деятельности Администрации и насаждал бюрократизм. Так, он запретил кремлевским чиновникам беседовать с журналистами без разрешения пресс-службы. 'Для этого человека форма всегда важнее содержания', - замечает чиновник, работавший под его началом.

Впервые Медведева начали рассматривать в качестве возможного преемника Путина в 2005 г., когда он был назначен на пост первого вице-премьера, отвечающего за 'национальные проекты', связанные с совершенствованием социальной сферы. Однако в феврале 2007 г., когда Путин сделал еще одним первым 'вице' министра обороны Сергея Иванова, - ветерана КГБ с репутацией 'ястреба' - создалось впечатление, что позиции Медведева ослабли. Напряженность в рядах российской правящей элиты нарастала, а Путин продолжал хранить молчание о том, кого он желает видеть своим преемником.

Пока президент 'сталкивал лбами' Медведева и Иванова, некоторые представители кремлевских фракций, выступавших за 'жесткую линию', по словам нашего собеседника из Кремля, пытались убедить его нарушить конституцию и остаться на третий срок. Виктор Черкесов - высокопоставленный чиновник из числа 'силовиков' - предупреждал в открытом письме, что внутренние распри могут разорвать на части правящую 'корпорацию' выходцев из спецслужб. А арест заместителя министра финансов по обвинению в попытке хищения государственных средств рассматривался, в частности, как удар по 'фракции либералов'.

В конечном итоге, по мнению одного хорошо информированного московского бизнесмена, решение Путина выбрать преемником Медведева, о котором было объявлено сразу после триумфальной победы пропрезидентской партии 'Единая Россия' на парламентских выборах в декабре прошлого года, было призвано обеспечить равновесие между фракциями сторонников 'жесткой линии' и либералов в российской правящей элите.

Кремлевский чиновник разделяет эту точку зрения, отмечая: 'Приход к власти Медведева обеспечивает интересы всего путинского клана. В его рядах шла острая фракционная борьба, но, когда наступил момент истины, все эти баталии были прекращены. Они представляли собой споры между участниками одной правящей 'команды' - и эта команда сохранила свои позиции'.

Путин должен остаться во власти на посту премьера и выполнять функции верховного арбитра, считает упомянутый высокопоставленный банкир, поскольку в противном случае группировки сторонников 'жесткой линии' 'съедят Медведева живьем'.

Тем не менее, как считают некоторые, Медведев в конечном итоге может преподнести всем сюрприз, преодолев зависимость от своего наставника. Так, в конце 2006 г. хитроумный Александр Волошин - бывший глава Администрации президента и начальник Медведева - отправился в Вашингтон, чтобы представить его как человека, способного стать 'либеральным' президентом, приемлемым для Запада; об этом говорят люди, не понаслышке знающие о содержании его визита.

Борис Немцов - один из лидеров либеральной оппозиции, занимавший при Ельцине пост вице-премьера - утверждает: Медведев способен в какой-то момент освободиться от опеки Путина, если, конечно, новому главе государства удастся избежать обвинений в причастности к коррупции.

Другие, например бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов, указывают, что руки Медведеву может связать проблема, связанная с участием Константина Чуйченко, его близкого друга со студенческих лет, в руководстве швейцарской фирмой Rosukrenergo, специализирующейся на торговле газом. Эта компания, через которую идут все поставки газа на Украину, наполовину принадлежит 'Газпрому', а наполовину - двум украинским бизнесменам. Представители американских официальных кругов и украинские политики называют ее непрозрачной посреднической структурой и потенциальной угрозой энергетической безопасности Европы.

Однако недавно достигнутое соглашение об отлучении этого посредника от будущих газовых сделок между Россией и Украиной, по мнению Милова, возможно, свидетельствует о стремлении Медведева 'навести порядок' в этой сфере еще до его избрания президентом.

Поскольку карьера Медведева пока не отмечена выдающимися достижениями, несколько московских газет опубликовали статьи с анализом его почерка, пытаясь таким образом определить, как он станет действовать во главе государства. Впрочем, один бывший кремлевский чиновник предостерегает: именно такая спокойная, ничем не примечательная биография может в конечном итоге побудить Медведева к более импульсивным и конфронтационным поступкам по сравнению с его предшественником. 'Есть опасность, что когда-нибудь он перегнет палку, пытаясь доказать, что его несправедливо считают 'слабаком', - полагает этот 'посвященный'. - Но пока Путин по-прежнему будет главным'.

'Расстановка кадров' - друзья на высоких постах

1. Друзья Путина из комитета петербургской мэрии по внешним связям:

Дмитрий Медведев - будущий президент, ныне - первый вице-премьер, отвечающий за так называемые 'национальные проекты'. Работал в комитете экспертом-консультантом в 1991-95 гг.

Алексей Миллер - президент 'Газпрома'. Был заместителем главы комитета в 1991-92 гг.

Игорь Сечин - заместитель главы Администрации президента и председатель совета директоров 'Роснефти'. Считается лидером сторонников 'жесткой линии'. Работал в комитете помощником Путина в 1991-95 гг.

Владимир Чуров - глава Центральной избирательной комиссии - основного ведомства, занимающегося организацией выборов. Заместитель Путина по комитету в 1992-95 гг.

2. Друзья Медведева по юридическому факультету Ленинградского государственного университета:

Константин Чуйченко - начальник юридического департамента 'Газпрома', исполняющий обязанности главы Rosukrenergo, монопольного поставщика газа на Украину.

Антон Иванов - председатель Высшего арбитражного суда.

Елена Валявина - первый заместитель председателя Высшего арбитражного суда.

Александр Коновалов - представитель президента по Приволжскому федеральному округу.

Илья Елисеев - заместитель председателя правления 'Газпромбанка'.

Николай Винниченко - глава Федеральной службы судебных приставов.

________________________________

"Эволюция" Медведева ("ИноСМИ", Россия)

Его зовут Дмитрий ("The Economist", Великобритания)

Медведев должен держать слово ("The Washington Post", США)

Ходорковский: "Все против Медведева" ("The Financial Times", Великобритания)

Оуэн Мэттьюс: Мышонок, ставший супергероем ("Newsweek", США)