В обычные дни этот обнесенный высоким забором и хорошо охраняемый участок земли на окраине городка Хотьково с населением в 20 тысяч человек, что в 60 километрах к северо-востоку от российской столицы, носит название Московской областной психиатрической больницы N5. Но на воскресенье он получил иное название: избирательный участок N2624 по выборам президента Российской Федерации.
В других уголках России такие участки гораздо лучше привлекали людей на выборы. В Москве людей завлекали голосовать популярной музыкой, продуктами питания и рынками. В сибирском Нижневартовске организаторы предлагали сыграть в лотерею, выставив в качестве главного приза новенькую квартиру. На всех 543 избирательных участках третьего по величине города России Нижнего Новгорода голосующим дарили лотерейные билеты, дававшие им скидки в городских магазинах, а также шанс выиграть автомобиль 'Волгу'.
Но здесь, в Хотьково, стимул для голосования больше напоминал кнут, нежели пряник. 'Начальство приказало нам обеспечить явку в 70-80 процентов, пригрозив в случае невыполнения приказа увольнением', - признался рядовой чиновник из городской администрации. Да и в других местах местным чиновникам пришлось попотеть, чтобы привлечь людей к голосованию. Для многих государственных служащих неявка на выборы была чревата неприятностями. Школьные учителя в ряде мест напрямую заявляли родителям, что у их детей возникнут проблемы, если они не проголосуют. А в армейских казармах, в тюрьмах и психиатрических лечебницах не было никаких лотерей, розыгрышей призов и прочих 'приманок', которые предлагали избирательные участки в крупных городах. Главным стимулирующим средством, которое можно было увидеть на участке N2624, был стандартный плакат, напоминавший пациентам лечебного заведения и немногочисленным избирателям со стороны, что '2 марта - главный день выборов в нашей стране!'.
Несколько десятков одетых в бесформенные халаты пациентов удрученно сидели с паспортами в руках в длинном коридоре, глядя на дверь с надписью 'Лаборатория'. В воскресенье они сдавали за этой дверью не анализы мочи или крови - они отдавали свои голоса, несмотря на то, что многие из них, казалось, с трудом осознавали происходящее.
В избирательных бюллетенях значилось четыре человека, и среди них традиционные кремлевские спарринг-партнеры - босс коммунистов Геннадий Зюганов и националист Владимир Жириновский. Но даже обитатели психиатрической больницы N5 хорошо знали, что цель этих выборов - поставить у власти Дмитрия Медведева, заместителя премьер-министра, председателя совета директоров 'Газпрома' и преемника своего наставника Владимира Путина. Медведев пообещал назначить Путина на должность премьера, а Путин ясно дал понять, что считает свой новый пост 'высшим органом исполнительной власти в стране'.
Но на самом деле, не нужны были ни кнут, ни пряник. Надев намордник на независимые средства массовой информации, и установив жесткий контроль над политическим процессом в стране, Кремль мог не опасаться никаких неприятных последствий даже в том случае, если бы он просто придумал итоги голосования. А на тот случай, если избиратели посчитают бессмысленным приходить на выборы, результаты которых предопределены, Кремль отменил 25-процентный порог явки, необходимый прежде для признания выборов состоявшимися. Сейчас достаточно того, что милиционер схватит на улице за шиворот пьяного бомжа, притащит его на избирательный участок и заставит бросить в урну бюллетень, проголосовав заодно с бродягой. Этого вполне хватит для избрания президента Российской Федерации. Когда в воскресенье вечером были объявлены результаты голосования, показавшие, что Медведев одержал убедительную победу с показателем в 73 процента голосов, как и прогнозировалось, стало очевидно, с каким энтузиазмом многие россияне отнеслись к выборам 'правильного человека'. Возможно, Путин и становится все более авторитарным руководителем, но благодаря огромным доходам, которые Россия получает от продажи постоянно растущей в цене нефти на протяжении всех восьми лет его пребывания у власти, президент сохраняет огромную популярность. Влияние его очень весомо, так что оказать протекцию он вполне в состоянии.
Две добродушные женщины, торговавшие мясом на хотьковском рынке, сказали, что голосовали за Медведева. Там, где они живут, все очень плохо. 'Через пару лет и продавать-то будет нечего', - говорят они. Это правда, потому что сельское хозяйство на грани вымирания. Вряд ли голосование за Медведева многое изменит, но проблеск надежды остается, считают они. Почему? 'Потому что избрание Медведева означает, что у власти останется Путин, - отвечают женщины, - мы же не глупые. Мы слушаем то, что нам все время говорят по телевидению'. Вот какова сила контролируемых государством средств массовой информации.
Путин прошел через всю эту дорогостоящую канитель с 'выборами', потому что хочет сохранить в своих руках власть и одновременно презентабельно выглядеть перед Западом. Но Запад надул губы. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе отказалась посылать на выборы своих наблюдателей. В итоге Путину пришлось обойтись всего 235 иностранными наблюдателями (часть из Европарламента, часть из бывших советских республик). И это на более чем 96 тысяч избирательных участков, расположенных в 11 часовых поясах.
Как бы то ни было, с наблюдателями или без них, но Западу придется принять и признать путинский избирательный фарс и работающий на подпитке из углеводородов постсоветский национализм России, пока та качает свою нефть на мировые рынки. А если в процессе этой работы Путин превратит свою страну в один огромный избирательный участок N2624 (читай - Московская областная психиатрическая больница N5) - что ж, это дело самих россиян.
__________________________________
Выборы в России: страну захватили "люди в черном" ("The Economist", Великобритания)
Медведев победил - но будет ли он править? ("The Wall Street Journal", США)