Больше плавательных бассейнов. Есть хотя бы одна вещь, которую российский народ может с уверенностью ожидать от нового президента. Дмитрий Медведев, которого в эфире показывают по два раза на день, говорит, что в стране недостаточно бассейнов. Однако во всем остальном ожидать следует продолжения пройденного: авторитарный путинизм, нефтяное благополучие и жесткая внешняя политика.
Именно таков сигнал 'победы' - заранее известного результата - Медведева на выборах 2 марта. Президент Владимир Путин после окончания своих нынешних полномочий переберется в кресло премьер-министра, а в качестве преемника выбрал своего верного протеже. И они вместе уверяют граждан - и обеспокоенный Запад - в том, что обеспечат продолжение российского курса.
Тем не менее, из-под покрова уверенности уверенно выступает неуверенность: никто не уверен в том, каким образом между ними будут разделены полномочия, как сложится экономическое будущее России - и даже каким образом она будет утверждать свой статус, прежде всего в Европе.
В первую очередь, никто не знает, что будет с самим Медведевым. Сейчас все считают его чем-то вроде комнатной собаки Путина, но не исключено, что он спрыгнет на пол и встанет на собственные ноги.
На сегодняшний момент все рычаги реальной власти контролирует Путин. Ему верны российские спецслужбы, российский парламент и российские СМИ. Если же Медведев начнет двигаться самостоятельно, это может вызвать негативную реакцию элиты. К тому же, он уже долгие годы идет неизменно в ногу с Путиным - зачем же сейчас подвергать сомнению курс, который принес России благополучие и уважение на международной арене?
И все же, все же. Разделение лидерских функций - это для России нечто новое. В истории всегда было так, что человек, приходивший в Кремль, рубил в капусту для борща его предыдущего хозяина. А Медведев уже намекал на то, что будут и другие перемены, посущественнее строительства бассейнов. Он призывал к 'свободе во всех ее проявлениях - личной, экономической, и, в конечном итоге, свободе самовыражения'.
Медведев также выступал с критикой чересчур зарегулированных государством корпораций (хотя сам возглавлял одну из самых больших таких корпораций - 'Газпром'). Также бывший преподаватель права жестко выступил против коррупции и заявил, что России необходима более независимая пресса и самостоятельная судебная система.
Путин тоже говорит о какой-то части этих проблем, но ничего не делает для их решения. Так что же это - пустая риторика, или Медведев получил благословение Путина на некие реформы? Кто знает?
Еще одна вещь, в которой никак нельзя быть уверенным - что хорошие времена для России будут продолжаться и дальше. Пока что она напиталась нефтегазовым богатством, но если рост мировой экономики замедлится, то обмелеет и ручеек ее нефтяных доходов. В прошлом году из-за отсутствия конкуренции объемы добычи нефти выросли всего на один процент. Бюрократия и коррупция не дают возникать новому, особенно малому, бизнесу. По сведениям Всемирного банка, за последние десять лет создано всего 5 процентов российских предприятий.
Также Медведев очень ясно дал понять, что в защите российских национальных интересов, особенно в соседних с Россией странах, он будет следовать линии, начатой его предшественником. Пока что к Западу он обращается скорее медовым голосом, чем уксусным, но, например, к независимости Косово он относится так же резко отрицательно, как Путин. Некоторые эксперты предрекают, что за это дипломатическое поражение Россия попытается как-то расквитаться. Но когда, где и как? на Украине и в Грузии, процесс вступления которых в НАТО Москва стремится предотвратить? Или в Прибалтике?
Передача власти прошла уверенно. Но Запад по-прежнему теряется в догадках. А россияне, которым так нравится уверенность, вполне возможно, скоро узнают, что их будущее будет совсем не таким, каким его сейчас рисуют.
Но, опять же - кто знает?
______________________________________
Голосование и умопомешательство в России ("Time", США)
Два шага вперед, один назад ("Newsweek", США)
Вся власть Путведеву: изменится только имя ("The Guardian", Великобритания)