Россия избрала нового президента. Я тоже голосовал, и я призывал прийти на выборы и отдать свой голос не только друзей и членов моей семьи, но и всех граждан России - несмотря на то, что результат был предсказуем, даже запрограммирован.
Популярность президента Владимира Путина, поддержавшего Дмитрия Медведева, а затем согласившегося стать его премьер-министром, сделала итоги голосования делом предрешенным. Многие в нашей стране критиковали эту уникальную особенность выборов. Избирателям не дали реального шанса сравнить предложения кандидатов по поводу решения проблем, стоящих перед нашей страной. Да и список кандидатов оставляет желать лучшего. И тем не менее, люди пошли на избирательные участки и проголосовали, еще раз отдав дань уважения феномену Путина.
Но какими бы важными событиями последних месяцев ни были думские и президентские выборы, я сейчас думаю о том, что будет дальше.
У нас теперь появилась возможность воспользоваться стабильностью и уверенностью, которые возникли в последние годы, а также благоприятными условиями на мировых рынках, чтобы решительно пойти вперед по пути модернизации. А это означает нечто большее, чем простая модернизация нашей промышленности. Нам необходимо придать современный характер государственному управлению, создать инновационную экономику, уделить особое внимание образованию и здравоохранению, и на приоритетной основе начать преодоление той пропасти, которая существует между богатыми и бедными, одновременно ведя борьбу с коррупцией и бюрократией.
И Путин, и Медведев сосредоточили внимание на решении этих проблем в последние дни предвыборной кампании, что можно только приветствовать. Я не сомневаюсь в том, что они приложат к этому максимум усилий. Но действий этих двух людей для достижения успеха будет недостаточно. Нам нужны крупные кадровые перемены на всех уровнях - федеральном, региональном и даже местном. Я не призываю к проведению кампании под лозунгом 'Вышвырнем мерзавцев'. Нам необходимо учить чиновников решению новых проблем новыми способами; более того, нам следует открывать дорогу молодым. Если этого не сделать, многие обещания, данные народу, не будут выполнены, и данный факт не удастся скрыть никакими пиар-кампаниями.
Из опыта других стран мы знаем, что проблемы такого масштаба можно решать только в обстановке подлинной демократии, в гражданском обществе, в котором власть подотчетна народу, а народ не боится брать на себя инициативу.
Кое-кто может возразить, сказав, что мы не можем позволить себе 'отпустить поводья', что России нужны не новые демократические эксперименты, а 'твердая рука'. Но сильная власть без реальной поддержки народа может оказаться беспомощной. Путин получил поддержку, потому что правильно определил то, что нужно людям - восстановление стабильности и перестройка российского государства. Сейчас перед нами встают еще более сложные задачи исторического масштаба, и для их решения нам нужен новый уровень обратной связи между государством и обществом.
Но чтобы получить эффективную систему управления, мы должны реформировать свою избирательную систему. Ее следует не просто слегка подлатать, нужно осуществить серьезные изменения в механизмах президентских и парламентских выборов, а также в выборах губернаторов.
В качестве первого приоритета я предлагаю вернуться к смешанной системе парламентских выборов, чтобы люди могли голосовать и за 'партийные списки', как они делают сейчас, и за отдельных кандидатов. Люди должны быть уверены в том, что избранный ими депутат будет работать на них. После декабрьских выборов в Думу 113 ведущих кандидатов отказались от своих мандатов в пользу мало кому известных и малозначимых суррогатных замен. Сто тринадцать - это четверть от общего количества избранных кандидатов! Избиратели заслуживают большего к себе уважения.
Порог голосов для прохождения партий в Государственную Думу следует снизить с 7 до 5 процентов, как это было на выборах в 2003 году - до изменения закона в 2006-м. Губернаторов необходимо снова начать избирать народным голосованием, отказавшись от практики их назначения президентом с последующим утверждением региональными органами законодательной власти.
В ходе избирательной кампании велись некоторые дискуссии о внешней политике России. Сейчас все признают, что в последние годы Россия в значительной степени восстановила свой вес на международной арене. А с этим приходит еще большая ответственность, а также необходимость пересмотра позиций по некоторым вопросам и манеры проведения нашей внешней политики.
Российским партнерам также необходимо делать больше для обеспечения взаимопонимания. Часть из них вместо объективного анализа настойчиво обвиняет Россию во всех реальных и мнимых проблемах. А некоторые западные средства массовой информации одержимы антироссийскими стереотипами и огульно критикуют нашу страну.
На это я отвечаю так: наш народ более демократичен, чем вы думаете, несмотря на все перипетии российской истории. Страна пережила 250 лет татаро-монгольского ига, царское крепостное право и десятилетия несвободной жизни при коммунистах. Но наш народ способен извлечь уроки из своего прошлого. Он сделает правильный выбор - с чем соглашаться и что отвергать. На это понадобится время, но у России только одно будущее - демократия.
Михаил Горбачев был президентом Советского Союза с 1985 по 1991 год, когда произошел его распад (так в тексте, на самом деле, М.С. Горбачев был президентом СССР с марта 1990 по декабрь 1991 года - прим. перев.). Он лауреат Нобелевской премии мира за 1990 год.
___________________________________________________________
Что означает 'эпоха Медведева'? ("The Wall Street Journal", США)
Оценивая нового президента России ("U.S.News", США)
Вся власть Путведеву ("The Guardian", Великобритания)
Пиар-технологии на службе 'нанопрезидента' ("The Guardian", Великобритания)
Осторожно: Дмитрий Медвед... ев ("The Times", Великобритания)