В понедельник Совет Безопасности ООН в очередной раз проголосовал за ведение санкций против Ирана в ответ на его отказ прекратить обогащение урана в рамках своей ядерной программы. Четырнадцать из 15 членов Совета, включая Россию и Китай, проголосовали за резолюцию, добавляющую еще 13 пунктов к списку из 5 физических и 12 юридических лиц, чье пользование активами и свобода передвижения ограничиваются. Тегеран по-прежнему ведет себя вызывающе; президент Махмуд Ахмадинежад (Mahmoud Ahmadinejad) заявил, что его администрация 'выиграла' сражение на ядерном 'поле'. И, по крайней мере по одному важнейшему направлению, это, возможно, так и есть.
Вашингтон капитулировал по одной из важнейших проблем в сфере безопасности: речь идет о вызывающей тревогу помощи России иранцам в сооружении 'гражданского' ядерного реактора на легкой воде для АЭС в Бушере. В ходе дискуссии, состоявшейся в понедельник на заседании Совета Безопасности, представитель Соединенных Штатов при ООН Залмай Халилзад (Zalmay Khalilzad) в очередной раз подтвердил позицию, которой администрация Буша придерживается в течение его второго президентского срока. Ее суть состоит в том, что Вашингтон не имеет возражений против строительства реактора в Бушере, хотя есть основания полагать, что этот проект служит Москве прикрытием для оказания Ирану технической помощи в разработке ядерного оружия (об этом пять лет назад заявило Министерство энергетики США).
Позиция администрации Буша радикальным образом изменилась. Почти пять лет назад Министерство энергетики провело исследование, чтобы установить, какое количество плутония может быть извлечено из реактора в Бушере. Выяснилось, что по самой взвешенной оценке, его будет достаточно для изготовления 50-60 ядерных боеприпасов - об этом заявил вчера в интервью Washington Times бывший заместитель госсекретаря США по вопросам нераспространения Джон Болтон (John Bolton). Однако в 2005 г. Москва и Вашингтон договорились, что помощь России в строительстве АЭС в Бушере не должна подпадать под санкции ООН. Администрация согласилась с аргументом европейцев: чтобы придать больший вес своим дипломатическим шагам по иранскому вопросу, США следует признать право Тегерана на осуществление якобы мирных программ по развитию ядерной энергетики. В прошлом месяце комитет Палаты представителей по энергетике и торговле привлек внимание к тому факту, что в бюджете Министерства энергетики США, одобренном Белым домом, предусмотрено выделение 4 миллионов долларов двум российским НИИ, помогающим иранцам завершить работы на Бушерской АЭС.
Генри Сокольски (Henry Sokolski), бывший сотрудник аппарата Конгресса и Министерства обороны, занимающийся мониторингом ситуации в сфере нераспространения ядерного оружия, объясняет: позиция США по отношению к иностранной помощи Ирану в реализации его ядерных программ попросту непоследовательна. Вашингтон выступает против любого содействия работам иранцев по обогащению урана, и в то же время 'не возражает против того, чтобы Россия или любая другая страна помогали Ирану оборудованием и техническими знаниями в строительстве реакторов вроде бушерского, хотя раньше США считали этот проект прикрытием для создания иранцами ядерного оружия', отмечает он.
Вашингтону необходимо пересмотреть свою политику, и прекратить косвенное субсидирование бушерского проекта из кармана американских налогоплательщиков.