Главный вопрос, который до недавнего времени волновал российскую политику и весь мир - останется ли Владимир Путин у власти или нет, наконец решился. Он уйдет, чтобы остаться. Выбор многолетнего любимца Путина, Дмитрия Медведева, президентом России означает, что Путин формально передал все полномочия кремлевской власти. Тем не менее, создается впечатление, что дефиле почетного караула и первое место в протокольных мероприятиях - это единственное, от чего откажется Путин. Решив стать премьером в администрации Медведева, Путин воспринимает себя как человека, приближающегося к механизму мощи, поскольку получит полный контроль над правительством.
Такая замена должностей, а не власти, напоминающая политику на юге Америки, где губернаторы имели привычку переносить власть на своих супруг, когда им истечет многолетний мандат, - это сценарий Путина. Но что произойдет, если это не совпадет со сценарием Медведева? Что произойдет, если после нескольких лет Медведев станет таким же независимым, как и его покровитель, а Путин повторит судьбу Бориса Ельцина, человека, который возвел его на кремлевский трон? Когда речь идет о Медведеве, сразу бросается в глаза, что он имеет лишь косвенные связи с силовиками, бывшими членами КГБ и военными лицами, которые господствовали во время Путина. Поскольку по профессии Медведев - адвокат, он в принципе должен понимать важность господства закона. Также, нужно принимать во внимание тот факт, что с 2005 года он был первым заместителем председателя правительства и наблюдал за реализацией российских проектов национальной важности (ряд политических мер, осмысленных с целью улучшения социальных условий). Благодаря этому Медведев приобрел бесценный опыт, касающийся больших упущений в России, в отличие от других силовиков, которые были сосредоточены на получении и сохранении личного веса.
Обещания Медведева модернизовать российскую армию также отличают его от других, принимая во внимание полных крах, который военная реформа претерпела во время правления Путина. Создается впечатление, что, по мнению Медведева, столкновения государства и гражданского сектора контрпродуктивны. Он категорически утверждает, что правительству следует укрепить гражданский сектор, основанный на господстве закона.
Все это хорошо на словах. Проблема же в том, что многое мы уже слышали от Путина - еще одного адвоката по специальности - в начале его правления, когда он обещал "диктатуру закона", исполнение военных и земельных реформ и развитие сельского хозяйства, которое пострадало в результате экономики после 1917 года. Тем не менее, Путин и его давние коллеги из КГБ ставили себя выше закона, приостановив значительные общественные и экономические реформы, а благодаря высоким ценам нефти на мировом рынке, их доходы существенно возросли.
Однако остается надежда, что Медведев, в отличие от Путина, действительно верит в то, что говорит. Хотя пока Медведев особенно себя не проявил. Как первый вице-премьер он не показал ничего, кроме утешительной риторики. Восемь лет до этого он выполнял приказы силовиков, объединяя роли официального лица Кремля, главного источника мощи силовиков, и управляющего государственным энергетическим гигантом Газпром.
В более широком смысле, как ведущее официальное лицо администрации Путина, Медведев напрямую наблюдал за строительством сегодняшней авторитарной системы российского правления. По этой причине было логично, что в 2005 году он стал первым замом правительства, отвечающим за общественный сектор.
Россию часто воспринимают как загадку, но она редко удивляет мир, поскольку делает то, что от нее ожидают: большинство аналитиков были уверены, что Путин найдет способ остаться у власти, не меняя при этом конституцию. Так и получилось. Реформы Никиты Хрущева, созданные с целью "десталинизации" завершились стагнацией Леонида Брежнева; демократизация, которую осуществлял Борис Ельцин превратилась в авторитаризм Путина. Лучше всего это описывает незабываемая констатация премьера Виктора Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Тем не менее, вопреки тому, что недемократическая система правления в России в основном предсказуема, эта страна иногда совершает то, что от нее меньше всего ожидают. Хрущев отрекся своего наставника Сталина. Михаил Горбачев первоначально был поставлен на власть, чтобы продолжить линию коммунизма Юрия Андропова, которая основывалась на замыслах КГБ, но вместо этого он изменил курс Советского Союза в перестройку и гласность, что, совершенно случайно, привело к свободе.
Что произойдет, если окажется, что Путин ошибся в своем выборе наследника, а Медведев откажется от роли его клона и последует примеру Хрущева, Горбачева и Ельцина? Что будет, если тот, кто должен представлять марионетку, сам начнет ей управлять?
Перевод с сербского: Екатерина Яковлева
__________________________________________________________
Вся власть Путведеву ("The Guardian", Великобритания)
Пиар-технологии на службе 'нанопрезидента' ("The Guardian", Великобритания)
Осторожно: Дмитрий Медвед... ев ("The Times", Великобритания)
В России президентские выборы - как крабовые палочки ("The International Herald Tribune", США)