Юлия Тимошенко на заседании правительства заявила, что обяжет 'Нафтогаз Украины' рассчитаться за потребленный в нынешнем году газ. Она также отметила, что на правительство продолжается давление с целью сохранить существующую 'нечистую и нечестную' схему поставок газа.
И успокоила, мол, у нас запасы газовой прочности пока есть. 'Мы имеем нормально функционирующие газовые хранилища, и как бы сегодня ни поднимали волну провокаций вокруг природного газа, Украина бесперебойно будет получать газ, тепло и горячую воду', - подчеркнула Юлия Тимошенко.
К обеду 'Нафтогаз' от слов перешел к делу: стало известно, что компания сократила транзит российского газа через территорию Украины европейским потребителям - с 386 млн. куб до 356 млн. куб. И соответствующей телеграммой известил об этом 'Газпром'.
'Газпром' не замедлил с ответом. 'Несмотря на то, что 'Нафтогаз Украины' сознательно не выставляет счета и не подписывает акты по транзиту газа в соответствии с действующим контрактом, 'Газпром' за услуги по транзиту заплатил в полном объеме', - сказал представитель 'Газпрома' Сергей Куприянов.
Юлии Владимировне сейчас, безусловно, очень не просто. С одной стороны, Москва пускает в ход все возможные методы давления на премьера, чтобы получить 'добро' на невыгодных Украине газовых посредников. С другой стороны, 'Газпрому' - сознательно или нет - подыгрывает 'украинская сторона': Партия регионов требует отставки премьера, Президент не устает посылать гневные телеграммы и письма по поводу работы правительства. Многие эксперты отмечают, что сейчас, в первую очередь, идет игра на приход более сговорчивого преемника премьера. И в этой борьбе Юлия Владимировна может как выиграть, так и проиграть. Но судя по вчерашней пресс-конференции и заседанию Кабмина, настроена она решительно.
Мы спросили региональных экспертов 'Дня': может ли газовый вопрос привести к отставке правительства? И понимают ли они, что вообще происходит на газовом рынке Украины?
Николай ВАСЬКИВ, профессор Каменец-Подольского национального университета:
- Газовая труба всегда была серьезным рычагом давления на Украину со стороны стратегического партнера и 'заклятого' друга. Чтобы противостоять этому давлению, нужны решительность и, главное, консолидация усилий всех ветвей власти в Украине. К сожалению, то одного, то другого постоянно не хватало, нет единства и сегодня. Отличие сегодняшней ситуации от предыдущих лет, видимо, в том, что сейчас, как говорится, ноги растут из Украины, а не из России.
Очень странным представляется поведение нашего Президента и его Секретариата. Странным было то, что в 2005 году Президент запретил Юлии Тимошенко вмешиваться в нефтегазовые дела и стоял незаметной, но нерушимой стеной за спиной Ивченко, когда тот исполнял удивительные па при налаживании новых газовых отношений с Россией. Странно выглядит настойчивость Президента в том, чтобы заплатить стратегическому партнеру лишние 0,5 миллиарда долларов.
Понятно, что российская сторона сразу же воспользовалась ситуацией, потому что даже для такого супермиллиардного гиганта, как 'Газпром', лишняя четверть миллиарда, простите, не лишняя. Поражает слаженность действий со стороны Президента Украины и его Секретариата, посреднических структур и российской стороны. Кажется, ведутся усиленные тренировки со стороны этих трех партнеров, чтобы на Пекинской олимпиаде завоевать какую-то медаль по синхронному плаванию.
Президент и его Секретариат целеустремленно и методично пытаются убедить в неправильности действий Тимошенко и ее правительства, имея далекий прицел - отставку этого Кабинета Министров. Сделать им это будет чрезвычайно сложно. Ведь никто так не умеет делать популистские заявления и поступки, которые иногда перерастают в действительно эффективные управленческие решения, как это умеет делать Юлия Владимировна и ее команда.
Самая большая угроза для сегодняшнего правительства - это раздор с фракцией ' Наша Украина'. Пока что какого-то трения или разногласий с этой фракцией у бютовцев нет. Более того, несмотря на заявления Кириленко и других нашеукраинцев, что они и дальше остаются партией Президента, Секретариат делает все возможное, чтобы Виктор Ющенко и НСНУ как можно дальше взаимно дистанцировались.
Вячеслав СЕРГЕЕВ, доцент кафедры политологии Днепропетровского национального университета:
- Думаю, что на газовом рынке происходит передел финансовых потоков. Юлия Тимошенко пытается вернуться на этот рынок, ведь это ее традиционная 'тема', и разрушить схему, нарисованную российской стороной. Не исключено, что в эту схему вмонтированы люди из окружения В. Ющенко. Таким образом, появление нового игрока, который пытается внедриться в схему, вносит в налаженные отношения нестабильность и даже неопределенность. Как бы там ни было, но этот конфликт, способный привести к отставке правительства Ю. Тимошенко, на мой взгляд, имеет гораздо более глубокие корни. По большому счету, дело тут не столько в контроле над газом, сколько в будущей президентской кампании в Украине. Если Ю. Тимошенко откажется от далеко идущих планов, что крайне маловероятно, то она останется в премьерском кресле. В противном случае отставка ее правительства - это всего лишь вопрос времени. Причем для противников нынешнего премьера выгодней сделать это весной, чем осенью, когда в Украине уже практически развернется президентская кампания.
Михаил ВЕРИГИН, экономический обозреватель:
- Сегодня вообще сложно дать однозначную оценку того, что происходит на газовом рынке. Я думаю, скорее всего сейчас идет процесс перетягивания каната. То, что долги есть - это ясно и понятно, но вот как они будут погашаться? По этому поводу идет торг - кто будет инициатором погашения, и каким оно будет, то есть это произойдет по жесткому требованию 'Газпрома' или украинцы смогут для себя 'выспорить' какие-то выгодные условия для погашения кредита и заключения контракта. Почему я говорю 'украинцы'? Потому что неизвестно, от кого будет исходить инициатива, сможет ли Президент, грубо говоря, 'нагнуть' Кабмин и 'Нафтогаз' и заставить их действовать по своим правилам. Или же Тимошенко и 'Нафтогаз' смогут перехватить инициативу в этом вопросе. И сейчас идет вот эта борьба - кто станет 'спасителем' в 'газовом' кризисе с Россией.
Кроме того, нельзя отбрасывать и шкурный интерес - всем известно, что газовая и нефтегазовая сфера - это очень доходный бизнес, и люди, которые занимаются им, очень влиятельны. Не стоит забывать и о том, что Тимошенко в свое время заработала на этом бизнесе свое состояние и, естественно, сейчас она пытается вернуть себе командные высоты в этой сфере.
Пострадают же от такого перетягивания каната, как всегда, 'стрелочники' - потребители, потому что именно их лишают или могут лишить тех объемов газа, которые необходимы для нормального функционирования системы. Также немаловажно то, что если этот вопрос действительно не будет быстро решен, может пострадать еще и Европа. И вот тут очень важна реакция Европы: кого она будет считать виновником этих событий - Россию или Украину.
В целом же говорить о газовой войне пока не приходится - войны, скорее всего, пока нет. Она может начаться, если произойдет конкретный отказ одной или другой стороны: то есть если Украина откажется платить по долгам или же Россия откажется вообще в дальнейшем поставлять газ в нашу страну.
А что касается отставки Тимошенко... Если рассуждать логично, то, конечно, эта ситуация может привести к ее отставке: Кабмин, который не может разрешить в общем-то простую ситуацию, по которой все годы независимости ведутся переговоры (а значит, есть наработки, переговорная база, есть переговорщики), должен быть отправлен в отставку. Но, с другой стороны, и Президент, и оппозиция сейчас прекрасно понимают, что отставка Тимошенко будет ей только выгодна в перспективе президентских выборов. И вот тут все зависит от того, на что они решатся - то ли получить сиюминутный эффект, то ли стратегически решить этот вопрос.
Юрий УЩАПОВСКИЙ, доцент кафедры экономической теории Житомирского государственного технологического университета:
- Очень хотелось бы, чтобы на нашем газовом рынке шла борьба за национальные интересы, а не наблюдалось очередное перераспределение газовой 'трубы' между конкурирующими олигархическими структурами. Но учитывая непрозрачность украинского газового рынка, можно ожидать чего угодно. И потому следует только поощрять любые попытки сделать этот процесс прозрачным. Кроме того, с ценой на газ тесно связана проблема протекционизма в украинской экономике. Под предлогом защиты отечественного товаропроизводителя, в частности металлургических комбинатов, общество чрезвычайно много теряет. Потери, которые оно несет от такого протекционизма, значительно превышают выгоды и прибыли, которые имеют предприятия-потребители так называемого дешевого газа. Протекция выбивается, как правило, под прикрытием лозунгов, что эти отрасли 'кормят' государство. Но если перед нами настоящие 'кормильцы', то за чей счет они нас собираются 'кормить'? Ведь протекция является фактически перераспределением средств из наших карманов в их карманы. И возникает логичный вопрос: когда в бедном государстве целые отрасли под предлогом защиты требуют для себя особой протекции, в том числе низкой цены на газ, то не бессмыслица ли это? Потому что за чей счет они собираются выживать? И никогда не стоит забывать, что Россия всегда будет использовать газ как средство политического давления, в частности для влияния на 'переформатирование' политических союзов в украинском парламенте.
А 'газовая война' - это перманентный процесс в отношениях между Украиной и Россией. Она идет постоянно. А самое досадное, что в этой войне не хватает единства украинского политикума. В результате создается впечатление, что мы имеем в стране 'пятую колонну', которая под предлогом защиты украинских национальных интересов реально защищает мощь России. Однако в последнее время ее представители о наших интересах уже почти не говорят. Думаю, что это как раз тот случай, когда можно делать замечания о слабой деятельности органов безопасности Украины. И можно только пожелать стойкости украинскому правительству и украинскому национально заангажированному политикуму, а также способности 'держать удар'.
Газовый конфликт запросто может привести к отставке правительства Юлии Тимошенко. Особенно когда украинская сторона во внешней политике будет выступать с разных позиций и демонстрировать отсутствие единства. И это лишь усилит всех недоброжелателей Украины и украинцев. К сожалению, я не до конца уверен, действительно ли нынешний премьер-министр защищает национальные интересы или стремится контролировать 'трубу' для выгоды приближенных к ней бизнес-групп.
Роман ДИДУСЬ, глава постоянной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса Львовского областного совета:
- Мое видение газовой проблемы не настолько паническое, и я бы не говорил о начале газовой войны. Конечно, недоразумения, проблемность, напряжение в этом вопросе будут перманентно присутствующими в отношениях между Украиной и Россией. И прекратится такая ситуация лишь тогда, когда мы перейдем в расчетах за газ на европейские цены. Хотя опять же термин 'европейские цены' не является сейчас константой. Каждая страна договаривается, торгуется, с одной стороны, с другой - существует соответствующая формула относительно определения цены за газ, потому что каждая страна имеет свои объективные условия поставки. И поэтому сегодня Болгария платит одну сумму, а Германия или Польша другую.
При всем том нужно отметить, что еще много десятилетий Россия, к сожалению, не смирится с тем, что Украина - отдельное и независимое государство, и вопрос газа будет становиться актуальным при каждом решении геополитической проблемы, или, точнее сказать, будет подниматься на уровень геополитики. Пугать же нас тем, что Россия будет торговать газом в обход Украины, тоже сейчас не нужно. Пока они построят нефтепровод, пока договорятся со странами, по территории которых хотят строить газовые коммуникации, пройдет не один год, и к тому времени у самой России может возникнуть дефицит в топливно-энергетическом комплексе. Поэтому мы не такие уж и беспомощные, поскольку по нашей территории проходят газовые трубы, без которых сегодня Россия не сможет торговать с Европой. И этим следует пользоваться в отношениях, потому что цена за транзит газа также не является европейской.
К счастью, наступила весна, потеплело, потребление газа в Украине уменьшилось. Поэтому ситуация, повторяю, не критическая. И, по моему мнению, в течение ближайшего времени найдется компромиссная схема для обеих сторон. К тому же, как специалист я понимаю, что Россия долго не сможет сохранять состояние такого 'пониженного давления'. Ведь это создает технические проблемы для газотранспортной системы самой России. То есть если даже переговоры и затянутся, это не будет значить, что у нас не будет газа. Вопрос в другом: нам самим необходимо разобраться в своем доме, определить единое мнение о цене и потреблении газа. А этого не будет, пока Совет национальной безопасности Украины, СБУ, Генпрокуратура не дадут свою оценку происходящего.
Если же все это приведет к отставке правительства, можно будет говорить о крахе демократической команды, об огромном разочарования общества вообще в демократии как таковой. Но не бывает так плохо, чтобы не получилось к лучшему. И тогда, возможно, наконец придут к власти в обоих лагерях не популисты, как сейчас, а здоровые националистические силы, люди прагматические и настроенные патриотически не на словах, а на деле.
Когда верстался номер
'Газпром' снял введенное с понедельника-вторника 50% ограничение поставок газа Украине, заявил официальный представитель российского холдинга Сергей Куприянов. 'Транзит газа через территорию Украины для европейских потребителей осуществляется в полном объеме. Ограничения по поставкам газа для потребителей Украины сняты', - сказал Куприянов. Он сообщил, что в среду председатель правления 'Газпрома' Алексей Миллер и глава украинского 'Нафтогаза' Олег Дубина провели телефонные переговоры, в ходе которых договорились о разрешении кризисной ситуации, сложившейся с поставками газа на Украину.
N42, четвер, 6 березня 2008
____________________________________________
Газ и гангстеры ("New Statesman", Великобритания)
Шанс Медведева на перемирие ("The Financial Times", Великобритания)