Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия тратит десятки миллионов на полировку своего имиджа за рубежом

'РИА Новости' участвует в крупномасштабной кампании России по созданию и представлению миру образа страны, в которой бурно растет экономика и развивается демократия

Россия тратит десятки миллионов на полировку своего имиджа за рубежом picture
Россия тратит десятки миллионов на полировку своего имиджа за рубежом picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Став в начале 2004 г. генеральным директором Российского агентства международной информации 'РИА Новости', Светлана Миронюк обнаружила, что этот наследник глобальной пропагандистской машины Советского Союза еле дышит... Агентство издавало всего одну англоязычную газету - 'Sputnik'. В монументальное здание агентства в центре Москвы вселились турфирмы и стоматологи... 'Ситуация была отчаянной', - говорит Миронюк. Теперь все это в прошлом

Москва - Став в начале 2004 г. генеральным директором Российского агентства международной информации 'РИА Новости', Светлана Миронюк обнаружила, что этот наследник глобальной пропагандистской машины Советского Союза еле дышит.

Некоторые из его авторов продолжали пользоваться пишущими машинками из коммунистической эпохи. Агентство издавало всего одну англоязычную газету - 'Sputnik', которая вроде бы продавалась в Британии, хотя Миронюк говорит, что ей не удалось найти подтверждения этому. В монументальное здание агентства в центре Москвы вселились турфирмы и стоматологи.

'Ситуация была отчаянной', - говорит она.

Теперь все это в прошлом. Среди недавно отремонтированных помещений агентства - оборудованная по последнему слову техники редакция новостей с плоскими экранами и круглым столом главного выпуска. Триста журналистов ежедневно создают здесь мультимедийный пакет новостей, распространяемый по всему миру.

'РИА Новости' участвует в крупномасштабной кампании России по созданию и представлению миру образа страны, в которой бурно растет экономика и развивается демократия. Она призвана противодействовать тому, что власти и многие граждане России считают безжалостной и несправедливой критикой Западом сокращения политических свобод при президенте Владимире Путине, который готовится передать пост - но вряд ли значительную часть власти - своему преемнику Дмитрию Медведеву, победившему на воскресных выборах.

Благодаря огромным доходам от продажи нефти и природного газа, Кремль вкладывает десятки миллионов долларов в разнообразные формы публичной дипломатии. Среди них - новые проекты в области СМИ, предназначенные для международной аудитории, фонды по продвижению русского языка и культуры в мире, конференции, призванные завоевать симпатии влиятельных представителей Запада, и неправительственные организации, которые обустраиваются в западных столицах и там выявляют недостатки западной демократии.

Кремль заключил контракт с гигантской пиар-фирмой из США Ketchum Inc., чтобы та помогла властям 'рассказать об экономическом росте и возможностях, созданных для граждан, - говорит один из руководителей фирмы Рэнди Деклин (Randy DeCleene). Он отказался раскрывать подробности этого сотрудничества, которое началось с подготовки к саммиту 'большой восьмерки', состоявшемуся в 2006 г. в Санкт-Петербурге.

Эта кампания отражает растущую уверенность в себе российских властей и общества и убежденность в том, что страна является глобальным игроком, имеющим дипломатический, военный и экономический вес.

'Главное - это влияние', - говорит Вячеслав Никонов, давний советник Кремля и руководитель 'Русского мира', новой организации по распределению грантов, которая получает от российского правительства 20 миллионов долларов в год на пропаганду русского языка. Он говорит, что россияне изучают опыт работы американских неправительственных организаций по распространению в мире определенных взглядов, но добавляет: 'Нам далеко, очень далеко до того, что делают американцы... Мы ученики, новички'.

Есть и скептики, которые полагают, что никакая полировка имиджа не сможет остановить или хотя бы сгладить глубокую озабоченность централизацией власти при Путине и исчезновением в стране политической конкуренции.

'Если бы вам поставили задачу по улучшению имиджа России на Западе, то первое, что я бы порекомендовал: не арестовывайте Гарри Каспарова и позвольте Михаилу Касьянову участвовать в президентских выборах', - говорит Майкл Макфол (Michael A. McFaul), специалист по России в Стэнфордском университете и Институте Гувера, и основной советник по российским вопросам кандидата в президенты США Барака Обамы, сенатора-демократа от Иллинойса.

Экс-чемпион мира по шахматам Каспаров - непримиримый противник Путина. Касьянову, бывшему премьер-министру, запретили участвовать в президентских выборах 2 марта.

'Это просто плохой, очень плохой пиар и, добавлю я, плохая политика, которой не могут помочь ни контракт с Ketchum, ни телеканалы, ни деньги фондов', - говорит Макфол.

Новый телеканал Russia Today, созданный в апреле 2005 г., вещает на английском и арабском языках и планирует открыть вещание на испанском. На первый взгляд он напоминает CNN, но порой канал занимается некритичным воспеванием Кремля.

Никонов, руководитель нового фонда, говорит, что на канале 'слишком много дилетантства' и негативно отзывается о других инициативах: 'Иногда люди тратят много денег на чепуху'.

Как заявила пресс-служба канала, главный редактор Russia Today согласилась на интервью только при условии, если у нее будет право одобрения всех цитируемых высказываний. Washington Post отказалась принимать эти условия.

Но другие программы становятся все более продуманными и утонченными. Правительственная 'Российская газета' использует свою немалую прибыль для финансирования ежемесячных приложений к индийским, британским, болгарским и американским газетам. "Russia: Beyond the Headlines" является платным приложением к Washington Post.

В приложении освещаются многочисленные 'мягкие' темы - рассказывается, например, о Рождестве в России и российских теннисных звездах. Куратор проекта Евгений Абов говорит, что он может быть распространен на Азию и другие страны Западной Европы, включая Францию и Германию.

Критик Джек Шэфер (Jack Shafer) из принадлежащего Post издания Slate написал в рецензии на первое приложение 'Российской газеты' к Washington Post в августе прошлого года, что 'за корявым синтаксисом этих смехотворных материалов бьется кровавое красное сердце лишенного слуха советского пропагандиста'.

Но Сара Мендельсон (Sarah Mendelson) старший научный сотрудник вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, говорит, что она неожиданно для себя прочла статью из последнего номера. Она считает инициативу 'достойной внимания' и предназначенной как для общей аудитории, так и для элит.

Многие российские издания для иностранной аудитории демонстрируют разнообразие мнений, зачастую недоступное для жителей самой России, особенно, на государственном телевидении.

Финансируемый 'РИА Новости' информационно-аналитический сайт Russiaprofile.org отмечается рядом западных комментаторов как толковый, увлекательный ресурс, на котором представлен широкий спектр мнений, в том числе, довольно неприязненных в отношении Кремля.

'Думаю, что здесь много полезной информации, - говорит Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), старший научный сотрудник Совета по международным отношениям и сопредседатель группы советников по Европе и Азии сенатора-демократа от штата Нью-Йорк Хиллари Родхэм Клинтон. - Этот ресурс заметно лучше других'.

'Думаю, что мы находимся в очень выгодном положении, - говорит главный редактор Russia Profile Андрей Золотов. - Мы издание небольшое, англоязычное, так что, скорее всего, мы не на виду у некоторых особо ретивых деятелей', которые могли бы попытаться закрыть Russia Profile.

Каждый год 'РИА Новости' приглашает от 30 до 40 экспертов по России и известных журналистов - в основном, из Соединенных Штатов и Западной Европы - которым устраивают встречи в непринужденной обстановке с российскими политиками и политологами.

На это мероприятие, называемое Дискуссионным клубом 'Валдай', приглашают и некоторых представителей российской оппозиции - например, бывшего независимого депутата Владимира Рыжкова. Рыжков, редко получающий доступ к государственному телевидению, говорит, что он на этих встречах выполняет ту же роль, что экспортная водка - подходит для зарубежного потребителя, но не для отечественного.

Кульминацией ежегодных встреч клуба является марафонская сессия вопросов и ответов с Путиным. Это стало предметом дебатов среди экспертов по России в Вашингтоне - некоторые намекают на то, что ряд участников не в силах устоять перед обаянием хозяев.

'Меня приглашают на все встречи 'Валдая', но я на них не езжу, - написал по электронной почте Леон Арон (Leon Aron), специалист по России из Американского института предпринимательства. - С годами у россиян становится все меньше возможностей услышать правду о своем государстве и властях и выражать протест, поэтому у меня не было никакого желания становиться привилегированным иностранцем, допущенным ко двору нового царя и окруженным 'официальными русскими'.

'Официальными русскими' в советские времена называли людей, которым разрешалось общаться с иностранцами, не опасаясь репрессий.

Однако Макфол говорит, что он с удовольствием обсуждал с русскими различные темы и называет встречи с Путиным 'умелым пиаром', поскольку российский президент как собеседник производит сильное впечатление.

'Это интересная возможность увидеть то, как правящая группа представляет себя миру. А для тех, кто пытается понять склад ума российского руководства, это огромный шанс', - говорит Сестанович. Однако со стороны последнее заседание клуба выглядело как встреча 'президента со своими почитателями из-за рубежа, - говорит он. - Это прискорбно'.

Макфол, резкий критик Кремля, заявил, что теперь ему запрещено участвовать в заседаниях клуба, и считает, что причиной стали его взгляды.

Под руководством Сестановича в Совете по международным отношениям был составлен доклад, озаглавленный 'Ложный курс России: Что Соединенные Штаты могут и должны делать' (Russia's Wrong Direction: What the United States Can and Should Do). Он слышал, что его также исключили из списка, но говорит, что это могло быть связано с тем, что он по причине занятости отклонил предыдущие приглашения.

_____________________________________________

Что делает Россия против критики Запада ("Christian Science Monitor", США)

Реклама империи ("Wprost", Польша)

Пропаганда - сила России во все времена ("Verslo Zinios", Литва)