Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Позитивные заявления

Меркель и Путин подталкивают Украину к активизации информационной кампании о НАТО?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Rто должен дать ответ на вопрос, почему поддержка населения вступления Украины в систему коллективной безопасности находится на столь низком уровне. Кто объяснял украинскому народу, что это такое?

Проблема отношений Украины с НАТО или точнее желание руководства нашей страны заполучить на апрельском саммите Альянса ПДЧ все больше обретает международный резонанс. В самой Организации Североатлантического договора среди 27 стран-членов нет консенсуса по этому вопросу.

Более того, о неготовности Украины присоединиться к НАТО первой заговорила Франция, не входящая, кстати, в военный комитет Альянса. Ответственный за европейские дела государственный секретарь Жан-Пьер Жуйе заявил, что преждевременно давать Украине ПДЧ.

На днях подобный тезис о преждевременности вступления Украины Североатлантический альянс синхронно озвучили немецкий канцлер Ангела Меркель и российский президент Владимир Путин. На совместной пресс-конференции в Ново-Огареве, Меркель, в частности, сказала, что она 'придерживается мнения, что государства должны сами решать вопрос вступления, однако важно и то, чтобы во всех будущих государствах-членах НАТО население выступало бы за этот процесс - за вступление'.

Кроме того, немецкий канцлер добавила, что в ответственность государств - членов НАТО входит и ответственность за то, чтобы они были свободны от конфликтов. 'Конечно, мы видим, что конфликты есть и внутри НАТО, и они подрывали, подрывают и могут подорвать силу альянса. Мы должны думать об этом, когда мы ведем эту дискуссию. Мы также будем это обсуждать во время предстоящего саммита в Бухаресте', - цитируются слова Меркель на сайте российского президента. Безусловно, эти слова предназначены для Грузии, которая не может урегулировать конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Но, наверное, часть правды состоит в том, что Москва успешно 'помогает' Тбилиси в разрешении этих конфликтов.

Довольно любопытным является комментарий самого Путина по поводу возможности вступления в НАТО Украины и Грузии и ссылка российского президента на необходимость соблюдения демократических принципов этими странами. 'Мы все время вспоминаем Россию, когда дискутируем о проблемах демократии. Но демократия либо есть и вообще существует, либо ее нет. Нельзя быть немного беременным. В международных отношениях - то же самое. Если подавляющее большинство граждан Украины не хочет, чтобы их страна вступила в НАТО, а страну туда втягивают, то мы не можем считать это проявлением демократии в международных отношениях. В конечном итоге выбор способа обеспечения своей безопасности зависит от самого государства, и мы, безусловно, согласимся с любым выбором и украинского, и грузинского народов. Но именно народов, а не политической верхушки', - отметил Путин.

Характерно, что немецкий канцлер фактически использовала последние слова российского президента, когда 10 марта на совещании высшего командного состава бундесвера аргументировала свое отрицательное отношение к идее вступления в НАТО Грузии и Украины. Как сообщает 'Немецкая волна', Меркель сказала, что правительствам этих стран необходимо заручиться поддержкой 'значительной части местного населения, а не только политической верхушки'.

В штаб-квартире НАТО отказались комментировать заявления Меркель и Путина, сославшись на существующую практику. Вместе с тем, собеседник 'Дня' сказал, что пока в Альянсе нет консенсуса относительно того, предоставлять Украине ПДЧ или нет. По его словам, не нужно драматизировать ситуацию по этому поводу. Главное, что маршрут выбран, а политическое решение относительно может быть принято и 4 апреля. Собеседник также попросил обратить внимание на слова генсека Яапа Хооп де Схеффера, заявившего после встречи министров иностранных дел стран - членов НАТО, что на решение Альянса не могут повлиять третьи страны.

Всем известно, что на Украине практически ни одно правительство толком не занималось информационной кампанией о НАТО. То денег не выделялось на эти цели, то не те люди занимались информированием. Вместе с тем некоторые руководители страны называли даты вступления в НАТО. И теперь кто должен дать ответ на вопрос, почему поддержка населения вступления Украины в систему коллективной безопасности находится на столь низком уровне. Кто объяснял украинскому народу, что это такое?

Пока рано говорить изменится ли ситуация в лучшую сторону с информированием о НАТО после Бухареста. Будет ли это зависеть от получения Украиной ПДЧ или нет? По крайней мере, об этом можно будет узнать очень скоро.

Комментарий

Валерий Чалый, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:

- Фактически синхронные заявления президента России Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель по поводу перспектив [вступления в НАТО - прим. ред.] Украины и Грузии, действительно, достаточно интересны для анализа. Не думаю, что те оценки политиков и экспертов, которые сравнивают нынешние заявления и называя их Пактом Путина-Меркель, по аналогии с Пактом Молотова-Риббентропа, близки к истине. Я думаю, что это жесткая оценка.

Но есть моменты, которые действительно подталкивают к дискуссии. С моей точки зрения, эти заявления являются достаточно позитивными. Во-первых, услышаны аргументы, в частности, в отношении Украины по главному вопросу, которые необходимы для вступления в НАТО. Это поддержка населения страны. Других никаких условий фактически уже не выдвигается. А это говорит о готовности Украины присоединиться к организации Североатлантического договора после соответствующего решения и поддержки населения.

Во-вторых, заявления на таком высоком уровне свидетельствуют о том, что дискуссия о возможности Украины быть де-факто членом коллективной системы безопасности переходит уже к практическим действиям. Иногда достаточно жесткие оценки свидетельствуют о том, что вопрос перешел в решающую стадию.

В-третьих, важно отметить, что речь идет о вступлении в НАТО, а не присоединении к Плану действий относительно членства. Это важный акцент. Потому что президент Путин и канцлер Меркель говорили о членстве в НАТО. А как известно, сегодня вопрос о членстве не стоит на повестке дня. И последнее, я думаю, что эти заявления и синхронно прозвучавшие заявления премьер-министра Юлии Тимошенко о необходимости серьезной информационной кампании в Украине о модели коллективной безопасности, наконец, подтолкнут наши государственные структуры к реальным действиям. Сегодня правительством Украины заявлено об увеличении в несколько раз финансирования информационной программы евроатлантичекой интеграции, которая, к сожалению, по сути на Украине еще серьезно не велась.

Если смотреть с этой точки зрения, то Украина вступает в двух-трехлетний период не просто разговоров, а реальных действий, в том числе увеличения числа сторонников евроатлантической интеграции, вхождения Украины в коллективную систему европейской безопасности. К слову, хочу подчеркнуть, что никакого заявления о неготовности Украины к ПДЧ нигде не прозвучало.

Что касается роли российского фактора или связи возможного решения о расширении Альянса с позицией России? С одной стороны, это свидетельствует о важности на сегодня вопросов сотрудничества НАТО с Россией по транспортировке грузов миссии в Афганистане, сотрудничества в глобальных вопросах безопасности. Здесь такая позиция понятна. Но, с другой стороны, если НАТО и в дальнейшем будет устами лидеров отдельных государств заявлять об учете позиций третьих стран в процессе расширения, то это будет свидетельствовать о недееспособности Альянса принимать самостоятельные решения. С моей точки зрения, это очень опасная тенденция для НАТО. То, что слушать влиятельные страны и партнеров нужно, - это аксиома. Но принимать стратегические решения для самой организации с оглядкой на третьи страны? Я думаю, это может развалить эту организацию. Это все размышления о перспективе.

На сегодня заявления лидеров Германии и Франции можно рассматривать как достаточно сдержанные. Я не вижу в этом огромных проблем. Дело в том, что достаточно спорной является форма, которую мы выдвинули в связи с нашим желанием присоединиться к ПДЧ уже в Бухаресте. Речь идет именно о форме, а не содержании. Я думаю, что здесь вопрос уже не в сроках, а в решениях, которые могут ближайшие два-три года изменить ситуацию. Вообще, все аргументы сегодня сводятся именно к проблеме поддержке населением Украины будущего вступления в НАТО. Все усилия украинских государственных структур должны быть направлены сегодня на соответствующую информационную кампанию. И они должны подтверждаться реальным финансированием, кадровой политикой и реальными эффективными действиями. Чего не было в последние годы.

____________________________

НАТО: Путин разыгрывает афганскую карту ("La Stampa", Италия)

Обещание Путина 'замочить' Украину ракетами решено считать удачной шуткой ("Обком", Украина)