Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взрывоопасный Кавказ

Мало кто в этом регионе верит в возможность мирной смены власти через избирательные урны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошло уже семнадцать лет с момента распада Советского Союза, и всем возникшим на его месте странам пора уже научиться правильно проводить выборы. Местным властям, а также их зарубежным партнерам пора проявить необходимую политическую волю и восстановить доверие к демократическому процессу, чтобы избежать нового кровопролития на юге Кавказа и в других регионах бывшего Советского Союза.

Пока мир в начале этого месяца следил за выборами с коронацией в России, в дальнем углу бывшей советской империи прошло еще одно жульническое голосование, после которого в результате возникших волнений погибли, по меньшей мере, восемь человек, а более сотни были ранены. К сожалению, волна насилия на улицах Еревана после президентских выборов в Армении, пусть и ставшая первой в этой стране, прокатилась в соответствии с опасным шаблоном, который сегодня известен буквально всем на юге Кавказа.

Часто повторяемый сценарий разыгрывается следующим образом. Сначала нарушения и заявления о фальсификациях омрачают результаты выборов. Затем оппозиция в знак протеста проводит массовые демонстрации. И наконец, на улицы выходит полиция, которая применяет жесткие силовые методы, избивая демонстрантов и разгоняя их с улиц. В Армении и Азербайджане это превратилось в такую рутину, что партии перед выборами больше готовятся к решающим сражениям после голосования, чем к самому голосованию. То же самое происходит в преддверии майских парламентских выборов в Грузии, где в результате жестких действий властей против мирных демонстрантов в ноябре была подготовлена почва для январских выборов президента.

Мало кто в этом регионе верит в возможность мирной смены власти через избирательные урны. Слишком часто выборы там губит плохой либо очень плохой подсчет голосов, запугивание активистов от оппозиции, 'вбрасывание' бюллетеней, многократное голосование, предвзятость избирательных комиссий, использование государственных средств для поддержки устраивающего власть кандидата, а также перекосы в освещении предвыборной кампании средствами массовой информации. Вместо того чтобы в полном объеме расследовать заявления о нарушениях на выборах, избирательные органы и суды оставляют их без внимания.

Не на такой исход возлагали свои надежды люди после распада Советского Союза. Когда в результате падения СССР республики Южного Кавказа обрели независимость, все заговорили о переходе к демократии. Прошло несколько войн и много бутафорских выборов - и такой переход в лучшем случае оказался заторможенным.

Отчасти в этом виновато мировое сообщество. Наблюдение за выборами в этом регионе входит в обязанности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, однако многие международные наблюдатели, не дожидаясь полной и окончательной оценки ОБСЕ, сами начинают высказывать свои суждения. Иностранные парламентарии, участвующие в наблюдении лишь в день голосования, который, естественно, привлекает к себе наибольшее внимание, очень часто проявляют излишний энтузиазм, с готовностью ставя свою печать одобрения на результатах выборов. Обычно они преследуют политические цели, поддерживая находящегося у власти или поддерживаемого этой властью кандидата во имя 'региональной стабильности', либо просто пытаясь помочь определенным своим союзникам сохранить властные полномочия.

Но у ОБСЕ имеется еще одно подразделение - гораздо более технократическое Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое посылает своих наблюдателей на недели и даже месяцы, чтобы дать объективную оценку подготовки и проведения выборов. Персонал БДИПЧ не стремится 'засветиться' в заголовках прессы, как приезжающие ненадолго официальные лица, однако его оценки обычно заслуживают гораздо большего доверия.

Результатом такой двойственной оценки становится следующее. Мировое сообщество сначала принимает на веру те результаты голосования, о которых сообщают власти, подкрепляя, таким образом, их претензии на легитимность. И лишь потом появляются подробные отчеты о нарушениях, которые лишают избирательную победу блеска и привлекательности. В итоге и у победителей, и у проигравших появляются сильные аргументы в свою пользу, а доверие к избирательному процессу еще больше подрывается.

В Армении такой сценарий был разыгран в очередной раз. Западные лидеры вновь предпочли поддержать действующее руководство или их предпочтительных преемников, представляющих интересы 'стабильности'. Вскоре после голосования комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner) объявила о 'достижении значительного прогресса', похвалив народ Армении и поздравив его руководство с победой.

БДИПЧ, испытывая давление со стороны России и других государств, стремящихся ослабить его методику наблюдения за избирательными процессами, опубликовало относительно мягкое предварительное заявление, отметив, что выборы 'в основном соответствовали' международным обязательствам Армении. Вместе с тем, были отмечены серьезные нарушения, включая пристрастность избирательных комиссий, давление на государственных служащих, которых заставляли голосовать за поддержанного властями кандидата, заявления о подкупе избирателей, а также предвзятость средств массовой информации.

В результате премьер-министр Серж Саркисян объявил о своей победе, набрав 53 процента голосов. А бывший президент Левон Тер-Петросян, получивший 21 процент, отказался признать поражение и призвал народ к уличным протестам.

Возможно, Тер-Петросян пытался следовать примеру цветных революций в Грузии (2003 год) и на Украине (2004 год). Столкнувшись после подтасованных выборов с перспективой сохранения авторитарного руководства, армянская оппозиция решила, что сумеет добиться перемен, выведя народ на улицы, как это произошло в соседних странах. Но когда власть готова отвечать на протесты жестким применением силы, такая формула часто не срабатывает, а оппозиция оказывается в опасности. Мы видели это в Азербайджане (2003 год), в Грузии (2007 год), а теперь и в Армении.

Наверняка мы вновь станем свидетелями такого шоу через несколько месяцев во время парламентских выборов в Грузии, а также осенью, когда состоятся выборы президента в Азербайджане, если, конечно, Евросоюз и США не займут иную позицию, поддержав институты этих стран, а не отдельных лидеров. Они должны ясно заявить о том, что не потерпят очередного этапа фальсификации голосования, и что тех, кто попытается эти выборы украсть, ждут не рукопожатия, а осуждение и критика.

Прошло уже семнадцать лет с момента распада Советского Союза, и всем этим странам пора уже научиться правильно проводить выборы. Местным властям, а также их зарубежным партнерам пора проявить необходимую политическую волю и восстановить доверие к демократическому процессу, чтобы избежать нового кровопролития на юге Кавказа и в других регионах бывшего Советского Союза.

Сабина Фрейзер - директор европейских программ Международной группы по предотвращению кризисов (International Crisis Group).

___________________________________________________________

Тревожные вести с Кавказа ("The Economist", Великобритания)

В Армении настали темные дни ("The New York Times", США)

Молчание вокруг Армении ("The Washington Post", США)