Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Непризнанные республики под крылом России

Независимость Косово рассматривается как отправная точка для урегулирования абхазского и югоосетинского конфликтов

Непризнанные республики под крылом России picture
Непризнанные республики под крылом России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия экстраполирует косовский сценарий, который становится технологией разрешения проблем в конфликтных точках, появившихся после развала СССР.

Косовский непрецедент

Заявление МИД России о снятии экономических санкций с Абхазии - это преднамеренный шаг Москвы по заигрыванию с непризнанными автономиями, выведение процесса признания республик за рамки протокольных встреч. МИД России также предложил странам - членам СНГ предпринять аналогичные шаги и выйти из режима ограничений в отношении Абхазии. Россия сняла закон 'О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии', который фактически не оставлял права осуществлять без согласия Грузии 'торгово-экономические, финансовые, транспортные и иные операции' с властями непризнанной республики.

Признание со стороны России торгово-экономического сотрудничества с Абхазией, возможно, является отработанной технологией политического признания самой республики. Разгерметизация торгово-экономических отношений, возможно, является 'мягкой игрой' в контексте дальнейшего курса на признание политического и юридического статуса и дальнейшего вхождения на правах ассоциированного члена в состав РФ.

Впрочем, рабочая встреча президентов Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии 12 марта в Москве не дала 'зеленый свет' на урегулирование, а лишь привела к констатации общих принципов заложенных в формате переговоров. Россия не прибегла к форс-мажорным обстоятельствам по ускоренному признанию автономий на пространстве СНГ.

Главы непризнанных республик лишь констатировали процесс признания независимости в перспективе, в контексте постоянного взаимодействия на уровне уполномоченных органов для совместного противодействия возникающим вызовам и угрозам, а также для своевременного принятия мер по их нейтрализации.

Россия не спешит с признанием Абхазии и Южной Осетии, так как, по словам председателя комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадима Густова признание Абхазии повлечет за собой смену статуса, 'и тогда срочно придется собираться странам СНГ и Совету безопасности и принимать решение о миротворцах".

Россия экстраполирует косовский сценарий признания независимости, который становится технологией разрешения проблем в конфликтных точках, которые появились после развала СССР.

Представители абхазской стороны провели параллели в отношениях между Россией и Абхазией на отношения США и Тайваня, в которых есть все, кроме установления официальных дипломатических отношений. 'Сейчас Россия в отношении Абхазии действует по принципу 'все, кроме признания', - секретарь Совбеза Абхазии Станислав Лакоба. Признание в одностороннем порядке независимости Косово по многочисленным заявлениям Белого дома не является приемлемой моделью для решения конфликтов в других непризнанных республиках, т.е. США всячески отвергает попытку урегулирования конфликтов по принципу 'домино' на постсоветском пространстве. В таких условиях косовский прецедент послужил катализатором тех процессов, которые происходят сегодня в Южной Осетии, а также Абхазии и Приднестровье.

Независимость Косово рассматривается как отправная точка для урегулирования абхазского, югоосетинского конфликтов с последующей гуманитарной и экономической абсорбцией в составе РФ. Россия является более 'чувствительным' игроком на постсоветском пространстве в отличие от международных посредников - ООН и ОБСЕ.

Фактор России в Абхазии и Южной Осетии

Абхазский и югоосетинский вопросы по-прежнему остаются важным разделительным знаком в отношениях Грузии и России и в построении двухсторонних отношений на Южном Кавказе. Республики имеют одно видение при различных моделях: Абхазия выступает за провозглашение независимости, Южная Осетия ищет пути для вхождения в состав РФ на правах субъекта федерации.

Россия выступает основным экономическим партнером, инвестируя в разрушенную экономику Абхазии львиную долю средств, покупая абхазские цитрусовые и чай. В Абхазии расположены остатки российской военной базы в Гудауте, что создает определенные проблемы для территориальной целостности и суверенитета Грузии. Гражданство РФ имеют 70% военнослужащих абхазской армии.

В руках Москвы сосредоточен курортно-туристический комплекс, приносивший немалые доходы в советское время. Можно вспомнить передачу пансионата 'Украина' за 'неполное финансирование, и задолженность по поступлениям в бюджет' российской стороне.

Возможно, Россия частично интегрирует в решение 'своих' интересов на Кавказе абхазских армян. Армяне Абхазии, принявшие в абхазской войне сторону Сухуми, предъявляют властям счет, при 'оплате' которого весь курортно-туристический бизнес побережья может оказаться под их контролем.

Со стороны России происходит раскручивание гуманитарного фактора, наследием которого стало предоставление жителям Абхазии российского гражданства (84% населения республики) и российских пенсий (70 % населения). Республика находится под протекторатом России, выполняет роль буферной зоны между Россией и Грузией и претендует на статус 'ассоциированного членства в составе РФ'. Фактически идет ручное управление автономиями со стороны РФ. Взамен 'частичной суверенизации' Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии и Нагорного Карабаха Кремль попытается приблизить их статус к формулировке 'частично признанных'.

Миротворчество в зоне грузино-абхазского конфликта

Параметры договоренностей между Россией и США предполагают перетягивание каната в 'зоне стратегических интересов'. В условиях перманентного давления со стороны Тбилиси, подогреваемого потенциальным членством в составе НАТО эвакуация российских военных баз из региона, скорее всего, лишь вопрос времени.

В частности, лидеры непризнанных автономий Абхазии С.Багапш и Южной Осетии Э. Кокойты готовы 'разместить российские военные базы' на своей территории. При определенных сценариях курс на вхождение Грузии в НАТО приведет к попыткам сворачивания российского военного контингента и станет толчком к 'походу за автономиями' со стороны Грузии.

С момента принятия последней резолюции СБ ООН 1716 в октябре 2006 года о продлении мандата международным миротворцам, в которой, в частности, содержится призыв к Тбилиси вывести войска из верхней части Кодорского ущелья, стороны так и не сели за стол переговоров. Фактически РФ выступает гарантом переговорного процесса, выполняя связующую роль в обеспечении правопорядка в зоне грузино-абхазского конфликта.

Тяжба между сторонами сводится к формату международного миротворческого контингента: Грузия настаивает на международном формате миротворческих сил, Абхазия выступает за пролонгацию российских миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта.

Рассматривается замена российского контингента на миротворцев из стран-участниц ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), что, возможно, создаст прецедент нейтральных сил, не лояльных к абхазскому руководству и не претендующих 'на разжигание сепаратизма'.

Однако, участие украинских миротворцев в составе КСПМ по урегулированию конфликтов является 'сырым проектом', поскольку Киев не в состоянии стать эффективным игроком в процессе урегулирования 'замороженных конфликтов' на постсоветском пространстве. Внешнеполитические приоритеты Украины в нынешних реалиях не сопоставимы с игрой на кавказском направлении ведущих актеров - РФ и США.

___________________________

Россия и дипломатическая 'лобовая атака' ("The Financial Times", Великобритания)

Грузия требует от РФ компенсацию ("Postimees", Эстония)