Сейчас, когда Дмитрий Медведев уже избран на пост будущего президента России, начались разговоры о необходимости выработки нового жесткого плана "взаимоотношений" с Россией. Больше не будет взглядов в глаза нового российского президента и нахождения там честной души; не будет разногласий среди европейских лидеров, стремящихся назвать себя новым лучшим другом Путина; вопросы энергетической зависимости больше не будут иметь приоритет перед вопросами демократии и прав человека.
Довольно легко составить список рекомендаций, посвященных тому, о чем европейские лидеры должны говорить с Россией, довольно легко требовать единства. Гораздо сложнее назвать то, что ЕС может предложить России взамен, и довольно трудно сказать, почему Россия должна чувствовать себя обязанной сотрудничать.
В недавнем докладе, подготовленном для европейского Совета по международным отношениям, уважаемый аналитик Эндрю Уилсон (Andrew Wilson) выступил за то, чтобы лидеры ЕС предъявили Медведеву список требований с целью выяснить его истинные намерения. Речь идет об обращении к России с просьбой встретиться с лидерами европейских государств и тех стран, через которые проходят главные маршруты транзита энергоресурсов (Украины, Белоруссии и, возможно, Грузии), для решения спорных вопросов, таких как транзитные пошлины и кража энергоресурсов из трубопроводов; о согласии России на миссию ЕС в Косово и на создание международного органа, который сменит временную администрацию ООН в Косово; и о поддержке усилий, направленных на остановку иранской программы создания ядерного оружия.
Советы прекрасные, но как убедить Россию ответить на эти предложения чем-то большим, чем удивленное вращение глазами?
Угроза экономического шантажа не является особо подходящим вариантом, так как на первый взгляд Россия не особо нуждается в деньгах Запада. До прошлого месяца Россия обладала стабилизационным фондом в размере 160 миллиардов долларов США, которые предназначались для поддержки бюджета страны в случае падения цен на нефть. По данным министерства финансов, с середины 2006 года фонд заработал впечатляющие 11 процентов исключительно на иностранных инвестициях.
30 января этот внушительный фонд был разделен на две части: Резервный фонд в размере 125 миллиардов долларов, и Фонд национального благосостояния в размере 32 миллиардов долларов. Средства последнего из них будут использоваться для инвестиций заграницей.
Хотя размер инвестиций вызвал тревогу в некоторых кругах - опасающихся, что Россия будет преследовать скорее политические, а не экономические цели - легко предвидеть, что нуждающиеся в деньгах западные компании поспешать привлечь российский капитал и будут осуждать своих политиков за чинимые ими препятствия на пути этого капитала.
КАК ПРИЖАТЬ МЕДВЕДЯ
Несмотря на то, что Уилсон в своем докладе не останавливается подробно на имеющихся у Запада рычагах давления, в интервью он сказал, что в действительности существуют различные варианты финансового давления.
"Россия хочет сохранить и расширить свой европейский рынок газа. Мысль о том, что она может переключить внимание на Азию - не больше, чем миф. Россия является лишь частью окружающей ЕС дуги снабжения. Диверсификация поставок, соединение национальных сетей и европейские инвестиции в хранилища и альтернативные источники поставок, например, в Венгрии, значительно пошатнут позиции России. Добыча газа в России находится почти на максимальном уровне, в то же время там растет внутренний спрос. Для увеличения добычи России нужно будет вкладывать 8-10 миллиардов долларов в год на протяжении десяти лет, и ей понадобятся западные технологии и инвестиции".
Некоторые аналитики оптимистично считают, что Медведев, обладающий опытом руководства "Газпромом", захочет улучшить испортившиеся отношения России с Западом с целью создания для российских компаний более благоприятного делового климата за рубежом, а также с целью привлечения инвестиций в саму Россию. По данному сценарию движущей силой данных перемен будут выступать российские деловые круги, которые вынудят руководителей государства улучшить отношения с Западом.
Однако остается открытым вопрос о том, довольны ли российские компании своими нынешними успехами. Даже несмотря на то, что Владимир Путин обрушивается на Запад при каждом удобном случае, в 2007 году прямые иностранные инвестиции в России достигли рекордной отметки в 28 миллиардов долларов США, а российские компании вложили за границей в три раза большую сумму.
Но Уилсон говорит, что эти данные обманчивы и скрывают собой стремление России расширять свой бизнес за рубежом. "Россия хочет делать инвестиции в ЕС. В настоящее время Россия пользуется всеми возможными благами. Мы не настаиваем, чтобы в ней были открытые рынки и царила законность, однако представляем ей все это со своей стороны. Россия не нуждается в помощи, однако российские компании любят выпускать акции на западных биржах и брать иностранные кредиты. Иностранные инвестиции текут в страну, однако их объемы могут быть гораздо выше".
Поэтому средства, которые сыграют роль кнута и пряника, очевидны, самым сложным будет составить план их применения. Европейские государства до настоящего времени были разобщены, сконцентрированы только на себе и даже циничны; стремясь к заключению двусторонних соглашений, они отказывались от стратегических и, несомненно, более эффективных позиций. Теперь ЕС - в координации с Соединенными Штатами - должны выработать четкие основополагающие параметры взаимоотношений с Россией и не должны отступать от них при малейшем недовольстве Москвы.
Тем, кто выступает за "реалистичный" подход, при котором главными вопросами являются торговля и энергоресурсы, необходимо указать на дверь. Любые взаимоотношения, основанные на принципе "ты - мне, я - тебе", неправильны, особенно это относится к таким ситуациям, когда Россию призывают, например, отказаться от предоставления Ирану помощи в осуществлении его ядерной программы в обмен на уступки Запада в отношении вмешательства в дела таких стран, как Грузия.
В вышедшей недавно в свет книге "Новая 'холодная война': Почему Кремль представляет угрозу и для России, и для Запада" (The New Cold War: How the Kremlin Menaces both Russia and the West) ее автор Эдвард Лукас (Edward Lucas) наглядно показывает, что люди, стоящие у власти в России, являются грабителями. Кремль никому не подконтролен, он уже давно устранил все очаги сопротивления. Западные демократии не должны допускать подобного грабительского поведения России за ее границами. В конце концов, это противоречит как интересам ЕС, так и интересам рядовых россиян.
____________________________________________________________
Что ждет Дмитрия Медведева ("Le Monde", Франция)
Россия намерена играть более важную роль на мировых рынках капитала ("Christian Science Monitor", США)