Москва - У 21-летнего студента Рената Насипова нет времени, чтобы ходить на занятия.
Он целый день работает водителем грузовика по перевозке мебели, чтобы платить за учебу и помогать своей матери-одиночке. Насипов знал, что когда в январе наступит экзаменационная сессия, он экзамены не сдаст.
Поэтому он заплатил своему куратору около 900 долларов, чтобы в зачетке у него появились положительные экзаменационные отметки. Если все пойдет по плану, то в июне Насипов закончит вуз, не посещая при этом ни семинары, ни лекции.
'Я плачу взятки за все экзамены, - говорит Насипов, заканчивающий учебу на факультете автомеханики небольшого института, - я не могу позволить себе ходить на занятия, потому что мне приходится платить за учебу по 1200 долларов в год и содержать себя и мать'.
Насипов не испытывает угрызений совести из-за того, что его диплом будет куплен, а не получен заслуженно. По его словам, жизненные обстоятельства не оставили ему иного выбора.
Кроме того, он считает, что немного потерял, пропуская занятия. После выпуска Насипов собирается начать свой бизнес по ремонту автомашин. 'Я уже вожу машину. Я знаю, как она работает. Для этого мне не нужно учить математику'.
История Насипова не вызовет удивления у его сограждан. Не все студенты покупают дипломы о высшем образовании, однако большинству взрослых россиян в тот или иной момент своей жизни приходилось совать деньги чиновникам в обмен на какую-то поблажку и исключение из общих правил.
Русские платят взятки, чтобы не стоять в очереди на продление паспорта, чтобы получить водительское удостоверение, чтобы пропихнуть своих детей в престижные вузы или обеспечить им отсрочку от армии, которой все боятся.
Коррупция в России сегодня настолько распространена, что некоторые борцы с данным явлением говорят, что само это слово вводит людей в заблуждение. Ведь оно означает отклонение от нормы. А проведенный недавно опрос показал, что лишь треть россиян верит в возможность искоренения коррупции.
Высокопоставленные государственные руководители признают, что коррупция подрывает российскую экономику и угрожает экономическому развитию страны. В политических кругах ведется много разговоров о том ущербе, который коррупция наносит малому и среднему бизнесу. Согласно оценкам, чтобы создать новую компанию, надо заплатить взяток на сумму от 1800 до 41000 долларов.
Но страдает не только российская экономика. Бесчисленное множество выпускников институтов и университетов, в том числе, медицинских, поступает на работу по требующим высокого профессионализма специальностям, используя липовые документы об образовании.
А безопасности населения угрожают водители, купившие свои права либо заплатившие инспектору ГИБДД взятку во время техосмотра.
Продавец Михаил Балашов, четыре раза провалившись на экзамене, заплатил 700 долларов и получил водительское удостоверение. Балашов подозревает, что инспектор специально 'заваливал' его, потому что он не предлагал ему взятку.
После четвертой неудачной попытки Балашов через общего знакомого договорился заплатить инспектору. Когда тот получил взятку, Балашов с пятой попытки успешно сдал экзамен по вождению.
Балашов, как и Насипов, говорит, что не чувствует угрызений совести. 'В нашей стране без взяток не проживешь. Это просто закон выживания, а не преступление'.
А спустя несколько недель он заплатил инспектору 150 долларов за прохождение техосмотра. Балашов говорит, что у него не было времени целый день стоять в очереди.
Георгий Сатаров, основатель московского исследовательского фонда 'Индем', публикующего многочисленные доклады о коррупции, говорит, что большинство россиян не задумывается о долгосрочных, более масштабных последствиях санкционированного государством обмана. По его словам, мало кто в России считает, что высокая смертность в ДТП связана с процветающей на дорогах страны коррупцией.
'Люди, которые будут нас лечить, которые будут строить для нас мосты - они создают опасную ситуацию, если их дипломы ненастоящие', - говорит Сатаров.
Директор российского отделения организации Transparency International Елена Панфилова соглашается с ним. 'К сожалению, люди в России по-прежнему не понимают, почему это плохо - давать взятку государственному чиновнику', - говорит она.
По словам Панфиловой, пока коррупция не пугает инвесторов, стремящихся вложить краткосрочные инвестиции в высокотехнологичные отрасли. Но существует опасение, что ее повсеместное распространение может отпугнуть долгосрочных инвесторов, думающих о крупных вложениях капитала.
И проблема становится все серьезнее.
В прошлом году Transparency International поставила Россию на 141-е место в ряду 180 стран по уровню предполагаемой коррупции. Это на 20 мест ниже, чем в 2006 году. В 2002-м Россия находилась на 71-м месте.
В начале этой недели Владимир Путин предложил рубить руки продажным чиновникам. Конечно, президент не имел это в виду буквально, однако его высказывания свидетельствуют о том, насколько серьезной стала данная проблема.
Его преемник, избранный президент Дмитрий Медведев пообещал по-новому взяться за ее решение и принять для этого антикоррупционный закон.
Но немногие в этот момент затаили дыхание. Панфилова и Сатаров говорят, что российские лидеры вот уже много лет обещают задушить коррупцию. Несмотря на подписание двух международных договоров по борьбе с коррупцией, у России в уголовном кодексе пока мало законов, нацеленных на борьбу с этим правонарушением, говорит Панфилова.
Хотя коррупция в той или иной степени присутствует в любом обществе, ее российский подвид начал бурно развиваться в том правовом вакууме, который возник после краха коммунизма в 1991 году, когда Россия повернулась лицом к рыночной экономике.
За последние несколько лет правительство приняло целый ряд мер по борьбе с данным явлением, однако многие инициативы провалились.
Сатаров считает, что в этом виновата созданная Путиным структура 'вертикали власти'. Ведь при нем количество чиновников выросло вдвое. В то же время, президент подавляет те организации и институты, которые традиционно следят за деятельностью государственных чиновников - средства массовой информации и оппозиционные группировки.
'Это диктатура бюрократии', - говорит Сатаров.
По словам Панфиловой, российским гражданам нужно более активно отстаивать свои права, когда они сталкиваются с продажными чиновниками.
'За государственными служащими нет общественного контроля, - говорит она, - у чиновников отсутствует обязанность реагировать на жалобы граждан и отвечать перед ними'.
Со временем, как говорит Сатаров, коррупция может остановить долгосрочное экономическое развитие в России. Руководители компаний малого и среднего бизнеса ощущают, как постоянно меняющиеся требования государственных чиновников просто душат их.
Спросите об этом Аллу Абушаеву, которая владеет двумя небольшими продуктовыми магазинами в городе Самаре, что примерно в 850 километрах к юго-востоку от Москвы.
Ежемесячно она дает местному налоговому инспектору 125 долларов, чтобы ей не предъявляли претензии другие городские чиновники и проверяющие. По словам Абушаевой, большая часть штрафов за нарушение правил торговли непомерно высока. Так, за не выданный покупателю чек приходится платить 1200 долларов. Поэтому бизнесмены вынуждены давать взятки, чтобы получать послабления.
'Если бы я платила все те штрафы, которые накладывает налоговая и милиция, я бы давно обанкротилась', - признается она.
____________________________________________________________
Россия: благоденствие и коррупция ("Les Echos", Франция)
Устаревшая система здравоохранения России пронизана коррупцией ("Los Angeles Times", США)
Симулируй эпилепсию, или садись в тюрьму, или плати взятку, или ... ("The Globe And Mail", Канада)