По прошествии пяти лет с момента оккупации Ирака неизбежно возникают попытки подведения каких-то итогов, особенно со стороны тех, кто враждебно относился либо относится к коалиции союзников. В большинстве случаев выводы делаются мрачные и неутешительные. Потеряна масса возможностей, многое пущено на самотек. Блестящая военная победа была вконец испорчена глупой и неправильной оккупационной политикой. История Ирака, его государственное устройство и традиции были полностью проигнорированы; его бедам и слабостям не придавали значения. Истощенную страну вконец ослабила кровавая террористическая кампания, вспышки застарелой ненависти, гражданская война и массовый исход самых способных ее граждан. Проведенный нами на прошлой неделе анализ показывает, что тиранию удалось свергнуть - заплатив при этом огромную цену.
Однако взаимные упреки - это плохая основа для будущей политики. Сейчас важно другое - особенно для испытывающего длительные страдания народа Ирака. Речь идет о том, как помочь этой стране встать на путь восстановления. Этот процесс уже начался. Ситуация с безопасностью несравнимо лучше, чем два года назад. Меньше стало убийств на почве религиозной ненависти и терактов с участием смертников. 'Аль-Каида' бежит, а уставшие от смертей иракцы выступают против патологических убийц из ее рядов. Люди отваживаются выходить из домов на улицы. Возрождается торговля, возвращаются домой беженцы. Парализованное внутренними ссорами и фракционными подозрениями правительство принимает важнейшие законы, которые будут действовать длительное время. Постепенно восстанавливается инфраструктура. Экспорт нефти начал, наконец, давать те крупные денежные средства, которые так необходимы для восстановления Ирака.
В предстоящие несколько лет определяющими будут следующие факторы: Америка, Иран и происходящее внутри Ирака. Существует мнение о том, что в самом Ираке после выборов в США многое изменится. Это не так. С учетом того успеха, которого удалось добиться благодаря значительному наращиванию группировки войск, ни кандидат от демократов, ни Джон Маккейн (John McCain) после выборов не станут отдавать приказ о немедленном выводе американских сил. Поступить таким образом - значит поставить под угрозу все последние достижения. Определенное сокращение численности произойти может, и основания для этого есть. Но Ираку нужна хорошо обученная и оснащенная армия, дееспособная полиция и гарант внешней безопасности. Некоторые иракские части достаточно боеспособны, однако немногие из них способны действовать самостоятельно. У 'Аль-Каиды' остались еще оплоты и бастионы, которые необходимо уничтожить. Американским войскам хватит там работы на годы - а вместе с ними и американским политикам.
Ирак не сможет оправиться без помощи со стороны соседей. Самым влиятельным соседом является Иран. Эта страна крайне заинтересована в подержании безопасности, однако она обладает огромным потенциалом зла и нанесения вреда. В силу своей надменной убежденности в том, что он одержал победу, Иран в последние месяцы вел себя более ответственно. Он сократил финансирование и оказание поддержки террористам. Он налаживает политическое взаимодействие. Тегеран, похоже, готов даже пойти на заключение негласной договоренности с американцами в вопросах безопасности. Это следует приветствовать и поощрять. Однако Ирану не следует проявлять гегемонизм. А арабские соседи Ирака должны отказаться от своей малодушной и лицемерной практики невмешательства, открыть в Багдаде свои посольства, начать взаимодействие с различными политическими организациями, а также восстановить те культурные и образовательные связи Ирака с мусульманским миром, которые были нарушены по время правления Саддама Хусейна.
Но самое главное заключается в том, что иракцы должны заставить свое препирающееся правительство пойти на те компромиссы, которые жизненно важны для сохранения единства страны. Это означает справедливое и честное распределение нефтяных доходов, придание законного статуса региональной автономии, обуздание межплеменной вражды и фанатичных вооруженных формирований, расширение торговли и преодоление традиционной политики кровной мести. До настоящей демократии пока далеко. Но при наличии системы обеспечения мирного сосуществования, толерантности и местного предпринимательства, при поддержке восстановления Ирака извне страна эта, наконец, получит свой шанс.
____________________________________________________________
Ирак: в чем причины неудач ("The Times", Великобритания)
Где же был план? ("The New York Times", США)