Стоя аплодировали Анджею Вайде участники показа его фильма 'Катынь', который по инициативе общества 'Мемориал' - неправительственной организации, занимающейся документированием сталинских преступлений - состоялся в Центральном доме литераторов в Москве.
Собравшиеся почтили минутой молчания память польских офицеров, расстрелянных в 1940 г. НКВД по приказу Иосифа Сталина.
Показ драмы Вайды в ЦДЛ вызвал не меньший интерес общественности, чем премьера фильма в московском Доме кино, состоявшаяся во вторник.
В зале, рассчитанном на 450 мест, который Вайда назвал одним из важнейших мест для российской культуры, не было ни одного свободного кресла, а перед зданием стояла толпа желающих раздобыть приглашение.
Среди зрителей были активисты 'Мемориала' и сочувствующие. Также пришли известные правозащитники и представители российской демократической оппозиции, в том числе, бывший уполномоченный по правам человека Сергей Ковалев, глава московской Хельсинской группы Людмила Алексеева и лидер объявленной вне закона Республиканской партии России Владимир Рыжков.
После просмотра режиссер ответил примерно на полтора десятка вопросов зрителей, касающихся работы над фильмом и болезненной истории отношений между Россией и Польшей.
Благодаря Вайду за 'Катынь', Алексеева напомнила, что недавно Владимир Путин заявил, что России не у кого и не за что просить прощения.
- Знаю, что сидящие в этом зале думают иначе. Нам есть у кого просить прощения. А Вы рассказали нам о том, за что наше поколение должно просить прощения у поляков - заявила одна из старейших российских правозащитниц.
- Мы жили в одну эпоху. Вы в Польше, я - в СССР. Мы переживали - как могло показаться - одни и те же события, но видели их совсем по-разному. Если бы не Вы, то у нас был бы совсем другой образ Польши, но также и того, что происходило в нашей стране, с нами, - сказала Алексеева.
- Я помню 1939 г. Мне тогда было 12 лет. Помню как нас проинформировали (воспользуюсь современным термином) о четвертом разделе Польши. На этот раз мы делили ее с немецкими фашистами. А нам рассказывали, как счастливы польские крестьяне и рабочие, что к ним пришла власть Советов, - вспоминала глава московской Хельсинской группы.
- Помню и 1944 год - Варшавское восстание. По радио нам рассказывали, что героические поляки восстали против немцев, а мы не успели им помочь. Такое знание об этом событии было тут у нас в России. А потом мы посмотрели Ваш 'Канал'. Я узнала, что мы вовсе не хотели успеть. Благодарю Вас за тот стыд, который я тогда пережила из-за того, что мы в 1944 г. вам не помогли, - сказала Алексеева.
- При просмотре 'Катыни' мне казалось, что Вы сделали этот фильм для нас - чтобы нам стало стыдно, - добавила она.
Участники показа прощались с Вайдой, стоя аплодируя ему, а он заверил их в том, что уезжает из России в оптимистическом настроении.
_________________________________________
Анджей Вайда: Эта история, трагедия моей семьи ("Эхо Москвы", Россия)
Бартошевский: Если бы в 1944 году вошли русские... ("Wirtualna Polska", Польша)