Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конец мира романтиков

Последним всплеском восточной польской политики стало содействие оранжевой революции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вот уже несколько лет польская активность на Востоке ограничивалась поддержкой белорусских демократов, беспомощным наблюдением за развитием событий на Украине. Самая важная страна к Востоку от Польши удивительным образом отсутствовала в нашей политике.

В 'Тыгоднике повшехном' (7/2008) - флагмане польской католической интеллигенции - крестят 'коммерческих демонов' в виде Дня святого Валентина. 'Валентинов день начали отмечать уже в XIV веке - пишет журнал. - Сегодня его декоммерциализация находит все больше сторонников, а в Хелмно, Кракове и Люблине проходят церковные торжества по его поводу'. И мы, стараясь наши обзоры еженедельников оставлять вдалеке от политики, отвели бы этой теме и больше места, если бы не обложка того же 'Тыгодника повшехного'. А с обложки в упор на читателя смотрит Владимир Путин. 'Двуглавый медведь на престоле' - так звучит заголовок статьи об 'акте передачи власти в рамках корпорации, правящей Россией'.

Мы же обратим внимание на обширный анализ, озаглавленный 'Конец мира романтиков'. Текст посвящен визиту премьер-министра Дональда Туска в Москву. 'Визит опять вписал польско-российские отношения в вопрос польской восточной политики. И лишь в таком контексте стоит о нем разговаривать' - считает автор статьи.

Вот уже несколько лет польская активность на Востоке, пишет Анджей Бжезецкий, ограничивалась поддержкой белорусских демократов, беспомощным наблюдением за развитием событий на Украине и - в последнее время - развертыванием концепции партнерства со странами Южного Кавказа и Средней Азии. 'Самая важная страна к Востоку от Польши удивительным образом отсутствовала в нашей политике, отмечает публицист. - Мы думали: Россия нас не любит, а мы - ее. И точка'. Бжезецкий возражает: 'Страна, расположенная столь близко России, не может осуществлять международную политику, притворяясь, что этой державы на карте не существует'.

Автор не щадит слов скептицизма в адрес амбиций польского государства быть рулевым восточного измерения политики ЕС. 'Из перспективы нескольких лет, прошедших с момента оранжевой революции на Украине, самого спектакулярного и важного события в этой части Европы с момента распада Советского Союза, можно рискнуть выдвинуть тезис, что успех Польши в роли акушерки был последним всплеском романтического видения польской политики'. Имеется ввиду политика, обусловленная еще памятью о Речи Посполитой XVII века, памятью о борьбе за ее возрождение в веке XIX. К романтическим традициям польской политики автор относит также концепцию, разработанную после войны под руководством Ежи Гедройца кругами польского эмиграционного журнала 'Культура'. Концепция, оказавшая огромное влияние на независимую польскую политическую мысль, призывала во что бы то ни стало поддерживать независимость Украины, Белоруссии и Литвы, видя в этом залог мирного сосуществования Польши и России. 'Линия 'Культуры' не писалась на века - отмечает сегодня Анджей Бжезецкий. - Политика, ставящая целью поддержку независимости этих государств в ситуации, когда они давно независимы, как кажется, обходит стороной настоящие польские интересы на Востоке'.

'Что же мы, кроме оранжевой революции, можем еще записать на наш счет? - задается вопросом Бжезецкий. - Литва уже до того интегрировалась в Запад без нашего участия, Белоруссия же равнодушна к нашему влиянию. Нам же, по сути, нечего предложить Молдавии, да и не можем ничего определенного сказать по поводу Косово - а это горячая тема, относительно которой мнения России и стран Западной Европы резко расходятся. Если бы мы умели создавать восточное измерение евросоюзной политики, то именно при решении таких проблем были бы мотором согласуемых Европой решений. Так не происходит, поскольку польская 'восточная оферта', лишенная российского элемента, мало кого интересует.'

Отметим еще, что в 'Тыгоднике повшехном' статью Анджея сопровождает редакционная заметка: в Москве Дональду Туску было предложено восстановление имеющего плохую славу Фестиваля советской песни в Зеленой-Гуре, в этот раз - в виде фестиваля русской песни. Во времена Польской народной республики - напоминает журнал - фестиваль был символом порабощения, его же трансляция - кошмаром телезрителя. Не защитится ли могучая русская культура на польском рынке без фестиваля-зомби? Защитится - отвечаем. И с фестивалем, и без него. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в книжный магазин или взглянуть на репертуары театров.

_____________________

Россия на пороге XXI века ("Rzeczpospolita", Польша)

Граница ("Gazeta Polska", Польша)