Знаменательно, что 25-я годовщина провозглашения Рональдом Рейганом (Ronald Reagan) программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) пришлась на пасхальное воскресенье, ставшее символом мира. Благодаря дальновидности Рейгана и решимости президента Буша в вопросах выхода из Договора по ПРО и создания системы противоракетной обороны, в это воскресенье мир был более безопасным.
Несмотря на распад Советского Союза, угроза ракетно-ядерного нападения не исчезла. У России с ее бессменным руководителем Владимиром Путиным по-прежнему имеется 2945 боеготовых ядерных боеголовок. Кроме того, она принимает на вооружение новые межконтинентальные баллистические ракеты СС-27 'Тополь-М'. Москва также разрабатывает новую версию ракет РС-24. Она уже проводила их испытания с тремя боеголовками, однако эта ракета сможет нести шесть таких боеголовок.
Путин угрожает нацелить ракеты на Польшу и Чехию, если они разместят американскую систему ПРО на своей территории, а также на Украину, если та вступит в НАТО. А в Азии свой военный потенциал активно наращивает Китай. Его новые баллистические и крылатые ракеты предназначены для нанесения ударов по американским авианосцам, новые межконтинентальные баллистические ракеты DF-31A нацелены на США, а более 1000 тактических ракет могут быть выпущены по территории Тайваня.
Другие страны тоже разрабатывают ракеты повышенной дальности, одновременно с этим пытаясь стать обладателями ядерного оружия. В первую очередь, речь идет о сумасбродном режиме Северной Кореи, который готов продавать ядерные технологии и ракеты кому угодно, а также об иранских муллах. Есть также Пакистан, который уже создал целый арсенал ядерных боеголовок и ракет-носителей. Сегодня Пакистан союзник, однако 'Аль-Каида' хочет захватить власть в этой стране и получить 'мусульманскую бомбу'.
Главная ценность противоракетной обороны заключается в том, что она удерживает противника от использования ядерных ракет в целях запугивания и обеспечения собственных интересов путем нагнетания страха. ПРО также обеспечивает безопасность и в случае реального ракетного пуска - как преднамеренного, так и случайного. Как показало недавнее уничтожение падающего спутника, ракетные перехватчики могут использоваться и в других целях, в том числе, для отклонения траектории астероидов, способных столкнуться с Землей.
Программа противоракетной обороны прошла долгий путь с тех пор, как Рейган 25 лет назад произнес свою речь. Тогда он заявил, что сдерживание действует, слабость провоцирует агрессию, а мы сохраняем мир благодаря своей силе. Он призвал использовать наш технологический потенциал для поиска новых способов предотвращения нападения. Рейган предупредил, что на это могут уйти десятилетия, но он верил в способности Америки.
Он оказался прав в отношении американских технологий. В то время многие считали шуткой мысль о том, что быстро летящую ракету можно сбить быстро летящей ракетой-перехватчиком. Однако такая технология, равной которой нет ни у одной другой страны, является сегодня ключевым элементом нашей противоракетной обороны. После нескольких неудач во время испытаний Агентство по противоракетной обороне достигло большого прогресса в совершенствовании программы и провело несколько успешных пусков.
С 2005 года во время 27 испытательных пусков 26 перехватов было осуществлено успешно. Это настоящий рекорд для новой системы вооружений. Сегодня размещенные в шахтах на Аляске и в Калифорнии 24 ракеты-перехватчика защищают Соединенные Штаты Америки. Еще 25 таких ракет базируется на кораблях в зоне Тихого океана. Будут развернуты и дополнительные ракеты. Важно продолжать реализацию этой успешной программы и не вносить в нее изменения, способные поставить под угрозу процесс создания глобальной эшелонированной обороны.
Как сказал недавно на устроенном Фондом 'Наследие' (Heritage Foundation) обеде вице-президент Ричард Чейни (Richard Cheney), разговоры о том, какой кандидат в президенты быстрее ответит на телефонный звонок в три часа ночи, напоминает нам, что президентам вообще не нужно говорить о ракетном нападении на США и о том, что остановить такое нападение невозможно. Ведь противоракетная оборона вполне способна остановить такое нападение.
План состоит в том, чтобы развернуть 40 ракет-перехватчиков на Аляске, 10 в Польше, радиолокационную станцию в Чехии и мобильный радар неподалеку от Ирана. Однако по мере нарастания угрозы, в том числе, со стороны Китая, могут понадобиться новые антиракеты - по меньшей мере, 20 в Европе и до 100 на Аляске.
Ведутся также разговоры о разделе программы ПРО на текущие работы по развертыванию систем и на перспективные разработки. Вполне естественно, что Агентство по противоракетной обороне хочет передать оперативную деятельность в войска и сосредоточиться на исследованиях и разработках. Однако это способно привести в будущем к бюджетным сокращениям, поскольку вооруженные силы могут начать удовлетворять свои потребности в средствах за счет уменьшения ассигнований на ПРО, если исследовательские проекты окажутся неудачными.
Есть и еще одна проблема, связанная с чрезмерной централизацией системы оперативного управления, поскольку такая централизация усиливает опасность общего системного сбоя. Важно не медлить с реализацией этой программы, в рамках которой уже достигнуты большие успехи по обеспечению защиты нации. Белый Дом и министр обороны должны удержать набранный темп и завершить в текущем году переговоры о базах в Европе, сохранив тем самым наследие Рональда Рейгана и Джорджа Буша.
___________________________________________________________
Эй, вы, там, внизу! Поберегись - начинается гонка космических вооружений! ("The New York Times", США)
Стреляй, когда есть чем ("Investor's Business Daily", США)