Наверное, знаменателен тот факт, что 25-я годовщина речи президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan) о 'звездных войнах' пришлась на пасхальное воскресенье. Ведь многие считали, что великий план Рейгана по созданию системы, которая превратит российские ракеты с ядерными боеголовками в 'беспомощное и устаревшее оружие', умер вместе с Советским Союзом. Но проект 'звездных войн' был возрожден, и эта система стоит на страже Америки с 2004 года. Однако те 120 миллиардов долларов, что были потрачены за последнюю четверть века на создание ракетного щита 'звездных войн', не сделали Соединенные Штаты Америки более защищенными от нападения. Кое-кто может даже сказать, что все произошло с точностью до наоборот, поскольку были отвлечены значительные средства от решения более срочных и наболевших проблем.
Для тех, кто боится ракетного удара по американской территории со стороны Северной Кореи или Ирана (правда, обеим странам пока еще далеко до таких возможностей), вложение средств в противоракетный щит, даже если его действенность пока отнюдь не доказана, может показаться стоящим делом. Для тех же, кто считает, что более явные и коварные угрозы таятся там, откуда пришла беда 11 сентября, данная система защиты от кучки злобных государств с ракетами является ничем иным как бессмысленной тратой денег, которые можно было использовать для защиты США с большей пользой.
Специалисты по вопросам национальной безопасности все чаще приходят к общему мнению о том, что нацеленное на США смертоносное оружие, скорее всего, будет доставлено тайком в грузовом контейнере, а не межконтинентальной баллистической ракетой. Однако та сумма в 10 миллиардов долларов, которую Пентагон ежегодно тратит на противоракетную оборону, почти в два раза превышает расходы США на защиту границ и портов страны от контрабандного оружия.
'Страна по-прежнему придает гораздо большее значение программам предотвращения традиционных военных угроз, таких как ракетное нападение, - говорит эксперт по проблемам терроризма Стивен Флинн (Stephen Flynn), - чем нетрадиционным угрозам, таким как контрабандный ввоз в США оружия массового уничтожения - кораблем, поездом, грузовой автомашиной, даже частным самолетом'. Та же самая логика заставила страну в прошлом году потратить в 20 раз больше средств на защиту военных баз, чем на обеспечение безопасности инфраструктуры американских городов. 'Мы в основном укрепляем военные базы, - заявил недавно Флинн, выступая в Конгрессе, - а наши гражданские объекты становятся все более незащищенными и привлекательными целями для врага'.
Агентство по противоракетной обороне Пентагона, штаб-квартира которого находится в районе горы Шайен в Колорадо, ведет постоянное круглосуточное дежурство, и его офицеры непрестанно следят за экранами компьютеров, стараясь уловить малейший признак пуска ракет. Целый ряд космических спутников и мощный радар морского базирования в зоне Тихого океана замыкаются через этих офицеров на наземные ракетные установки, развернутые на Аляске и в Калифорнии, и на ракеты-перехватчики, размещенные на кораблях ВМС США. Начиная с 2001 года, Пентагон во время проведения испытаний уничтожил 34 из 42 учебных ракет. Критики заявляют, что на испытаниях не воспроизводятся реальные условия обстановки, поскольку время подлета и траектория движения приближающихся ракет заранее известны всем тем, кто пытается их уничтожить. Эти учебные 'атакующие' ракеты также не применяют различные радиолокационные ловушки, предназначенные для того, чтобы сбить с курса ракету перехвата. Представители Пентагона заявляют, что система противоракетной обороны необходима, потому что страны-изгои могут втайне создать собственные ракеты и выпустить их по США без проведения каких-либо испытаний. Все эти сомнительные предположения отнюдь не повышают вероятность того, что ракеты будут работоспособны, однако сторонники ПРО говорят, что игнорировать такую опасность нельзя.
Вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) первым объявил о 25-й годовщине программы и о необходимости ее продолжения на мероприятии, которое Фонд 'Наследие' (Heritage Foundation) устроил в Джорджтауне в отеле Four Seasons 11 марта. 'В 1972 году баллистические ракеты были у девяти государств, - сказал он, - сегодня они имеются как минимум у 27 стран, и в их число входят враждебные режимы, притесняющие собственные народы, стремящиеся запугивать и оказывать давление на своих соседей и активно поддерживающие террористические группировки'.
Однако эксперт по вопросам ПРО Джозеф Циринционе (Joseph Cirincione), ставший недавно президентом выступающего за разоружение фонда Ploughshares, заявил за неделю до этого в Конгрессе, что на самом деле, ракетная угроза США за последние десятилетия уменьшилась. Две трети стран, упоминаемых Чейни, 'обладают лишь баллистическими ракетами малой дальности, не превышающей 1000 километров - в основном это ракеты Scud; данный факт часто игнорируется, когда официальные лица или эксперты приводят в качестве примера 30 стран, имеющих баллистические ракеты'. По словам Циринционе, количество ракет большой дальности, угрожающих территории США, за последние 20 лет уменьшилось на 71 процент. Они базируются в России и Китае. За этот же период времени пять стран создали ракеты средней дальности - это Китай, Индия, Иран, Северная Корея и Пакистан.
Эксперт по противоракетной обороне из Исследовательской службы Конгресса Стивен Хилдрет (Stephen Hildreth), выступая на заседании комиссии национальной безопасности Комитета по государственной реформе Палаты представителей, подчеркнул масштабные технические проблемы, связанные с созданием оснащенной ядерными боеголовками ракеты большой дальности, способной преодолевать расстояния между континентами. За прошедшие полвека лишь пяти государствам - США, Британии, Китаю, Франции и России удалось успешно разработать, а затем собрать в единое целое необходимую двигательную установку, систему наведения, систему возврата в плотные слои атмосферы и боеголовку. 'Долгая история создания и развития межконтинентальных баллистических ракет показывает, что для достижения такого успеха понадобилось много времени, финансовых ресурсов, огромные знания, инфраструктура, организация и целеустремленность нации, - сказал Хилдрет, - мне кажется, что во многих сегодняшних дискуссиях о ракетно-ядерной угрозе в нашей стране данные аспекты отсутствуют'.
Наверное, Рональд Рейган кивает где-то там наверху и озаряет небеса своей добродушной улыбкой. 'Свободные народы должны добровольно, путем открытых дебатов и демократическими средствами встречать те вызовы, которые навязывают нам тоталитарные режимы', - сказал он в том памятном выступлении 25 лет назад. Он говорил о Советском Союзе. Но эти его слова как нельзя лучше подходят для характеристики нынешних адептов 'звездных войн', которые превратили создание системы ПРО в памятник президенту Рейгану, не обращая при этом внимания на изменения в реальных угрозах, с которыми сталкивается нация сегодня, через четверть века после той памятной речи.
_______________________________________
ПРО в свои 25 лет ("The Washington Times", США)
Рейган не отказался от СОИ. Мы победили. Они проиграли ("Investor's Business Daily", США)