Олимпийский огонь, зажженный в Греции, начал свое сложное зигзагообразное путешествие по всему миру с конечной точкой в Пекине, месте проведения будущих игр. И, как и следовало ожидать, тибетская эмиграция - точнее, определенная часть ее - открыла кампанию за то, чтобы из маршрута, заранее согласованного Международным олимпийским комитетом, были в срочном порядке вычеркнуты вершины Гималаев, то есть тот самый Тибет. Так начала реализовываться неясная поначалу идея "частичного" бойкота пекинской Олимпиады. Идея эта прозвучала сразу после вспыхнувших недавно уличных погромов в Лхасе - столице Тибета, автономного района Китая.
Теперь можно ожидать, что вплоть до конца Олимпиады мощная пропагандистская машина 'тибетцев в изгнании' будет делать свое дело - бомбардировать умы людей, впечатывая в них набор простых тезисов: Тибет угнетают китайцы, ему следует предоставить независимость. В общем, перед нами пробуждение еще одного долго дремавшего Косова, то есть очередной территории, за отделение которой борется хорошо организованная международная сеть, способная как к вооруженным провокациям, так и к грамотной обработке общественного мнения. Таких бомб под международное право и мировой порядок заложено вообще-то множество, просто тибетская бомба сейчас выглядит наиболее угрожающей, а завтра эта ситуация может измениться.
Ключевые особенности тибетского сюжета, естественно, ускользают от широкой публики, которую обрабатывают с помощью весьма примитивных приемов. А жаль, потому что именно в нюансах поведения главных участников этого спектакля кроется самое интересное.
Начнем с недавней публикации в 'Вашингтон пост', которая приоткрывает интересную картину: администрация Джорджа Буша, оказывается, не требует независимости для Тибета - китайской территории уже на протяжении более 7 веков. Бушу слишком нужны нынешние 'чрезвычайные' отношения с главой КНР Ху Цзиньтао, без поддержки которого Америка неспособна добиваться своих целей в нескольких международных конфликтах (Корейский полуостров, Иран, Судан и другие), держать на плаву свою экономику и так далее. Поэтому антикитайская кампания ведется исключительно неправительственными фондами и организациями, приезд Буша на пекинскую Олимпиаду не подвергается сомнениям. Что же касается Тибета, то президент США, якобы, планирует всего лишь уговорить Ху Цзиньтао вступить в переговоры с лидером всех тибетцев Далай-ламой, и еще пустить американских наблюдателей в Тибет.
Наблюдатели? Какая интересная идея. Сначала, значит, в каком-то очередном Косово или Тибете частными лицами организовываются драки с полицией. Потом туда прибывают иностранные наблюдатели - почему-то именно американские. Ну, и дальше можно представить себе, как такой спровоцированный извне конфликт медленно уплывает из рук правительства той страны, на чьей территории все это происходит.
Еще одна очень важная особенность нынешней тибетской ситуации - это поведение Далай-ламы. Человека, который отчетливо (и много-много раз) заявил, что он не выступает за отделение Тибета от Китая. А сейчас он еще и грозит своим уходом в отставку с поста главы 'тибетского правительства в изгнании'. И произошло это сразу же после сообщений о погромах в Лхасе.
Здесь надо учесть, что Далай-лама - это даже не первосвященник тибетского ламаизма, подобный Папе римскому. Далай-лама - живой бог, вместилище божественной сущности на Земле. И, конечно, бог, а тем более буддийский, не может поддерживать организацию провокаций и поджогов, подобных тем, что вспыхнули в тибетской столице таким удобным образом накануне начала олимпийского ритуала. Именно к этим провокаторам, а не к Пекину, и обращена его угроза отставки.
Таким образом, мы наблюдаем любопытную картину - главный и самый уважаемый из всех тибетцев начинает мешать хорошо организованной международной подрывной сети, которая очень грамотно старается ослабить Китай, вызвав с его стороны вполне предсказуемую жесткую реакцию.
Здесь тоже есть скрытые от внешнего мира нюансы. Дело в том, что есть немало информации о том, что переговоры между Пекином и Далай-ламой должны были начаться вот-вот, причем без всякого вмешательства Джорджа Буша. И тут - бывает же! - произошли поджоги и побоища с китайской полицией в Лхасе, в результате которой погибли люди.
Пекин сейчас пытается разобраться, что же произошло, и параллельно гневно обвиняет Далай-ламу в том, что это он причастен к погромам. То есть - подталкивает его к тому, чтобы заявить свою позицию еще яснее. Опасная тактика, но, уж, какая есть.
Позиция Пекина тут, как видим, ясна. Меньше ясности в позиции оказавшегося между двух огней Далай-ламы. Например, что это за 'культурный геноцид' в Тибете, о котором он продолжает говорить?
А тут уже надо знать реальную картину того, что происходит а автономном районе. А там сложностей сколько угодно. Пекин за последние пару десятилетий влил в экономику автономии громадные средства - и в Тибете, который, как раньше казалось, на века застрял в средневековье, начались перемены. Которые выражаются не только в улучшении инфраструктуры, медицинского обслуживания, но в открытии там супермаркетов, появлении массы китайцев, жаждущих заработать на начавшемся буме деньги, и так далее. А ведь Тибет - особое, святое место. Представим себе, например, что в Гималаях находят-таки легендарную Шамбалу, после чего прокладывают к ней асфальтированное шоссе и возят туда автобусами японских или корейских туристов. Это будет уже не Шамбала. Вот такого рода трудноразрешимые вопросы, собственно, и подлежат обсуждению между духовным лидером тибетцев Далай-ламой и лидерами государства.
Но эта картина слишком сложная, поэтому не вписывается в стандартную пропагандистскую схему 'борьбы угнетенного малого народа против тоталитарного режима'.
Дмитрий Косырев - политический обозреватель РИА Новости
_____________________________________________
Олимпийское 'золото' за тиранию ("The Weekly Standard", США)
Китай - непримиримая сверхдержава ("The Financial Times", Великобритания)