Станет ли правление Дмитрия Медведева началом новой перспективной главы в истории России? После его победы на президентских выборах прошло три недели, и мы не знаем ответа на этот вопрос. С одной стороны, Медведев вроде бы несколько более привлекателен и коммуникабелен, нежели его предшественник Владимир Путин. С другой - о новом сорокадвухлетнем президенте не известно почти ничего, а сам Путин останется премьер-министром и сохранит немалое влияние в Кремле. Российская политика всегда была делом таинственным и загадочным - и редко когда она была более таинственной и загадочной, чем сегодня.
Поэтому наша газета воспользовалась представившейся возможностью и на этой неделе взяла у Дмитрия Медведева большое интервью, чтобы немного приоткрыть завесу над этими тайнами. Его эта возможность тоже порадовала. Медведев заявил, что будет работать в 'тандеме' с Путиным, но заниматься вопросами внешней и внутренней политики будет сам. Он ясно дал понять, что на международной арене будет активно защищать национальные интересы России. Однако самой интересной частью интервью стали его устремления во внутренней политике. Они заслуживают того, чтобы Запад обратил на них внимание.
Особо Медведев выделил свое твердое намерение установить в России верховенство закона. Эта цель достойна всяческой поддержки. Да, она никак не касается опасений Запада относительно отсутствия демократических свобод в России. Однако не будем забывать, что в 90-е годы, когда Борис Ельцин опрокинул страну в рыночную экономику, слово 'демократ' стало в России практически ругательным.
Медведев подчеркивает, что в России необходимо создать жизнеспособную судебную систему, судьи и суды в которой обладали бы реальной независимостью. Если ему удастся выполнить эту поистине огромную задачу, то последствия будут не менее значительными: укрепится российская экономическая культура, взяточничество и коррупция будут побеждены. И именно тогда в землю будут брошены зерна, из которых впоследствии смогут произрасти ростки демократии; именно тогда оппозиционные партии получат возможность защищаться от нападок Кремля.
Конечно, многие сомневаются в том, что Медведеву удастся выполнить задуманное. С обещаний об установлении 'диктатуры закона' начинал и Путин - в результате диктатура получилась, а вот закон - не очень. Трудно будет бороться и с экономическими трудностями, подстерегающими Россию: замедление мирового экономического роста может ударить по ценам на энергоносители, а с ними - и по нефтяным доходам России. Если это произойдет, то Медведеву придется тратить все свое время на решение экономических проблем.
Как бы там ни было, Медведеву предстоит нелегкий выбор. Если он уверенно выполнит свой план по установлению верховенства закона - для чего ему придется побороть тех, кто хочет сохранить монополию Кремля на власть, - его правление может стать для России свежей струей. Если он дрогнет - то останется в истории 'президентом растраченных возможностей', единственной 'заслугой' которого станет укрепление свирепствующего путинского авторитаризма.
____________________________________________
Д. Медведев: "К сожалению, Россия - страна, где не очень любят соблюдать законы" ("The Financial Times", Великобритания)
Д. Медведев: "Нельзя заснуть и перестать быть Президентом" ("The Financial Times", Великобритания)
Новому президенту понадобятся ум и смелость ("Forbes", США)