Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия - лучшая страна для инвестиций в период кризиса

Россия - лучшая страна для инвестиций в период кризиса picture
Россия - лучшая страна для инвестиций в период кризиса picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Один американец, ранее работавший в Международном валютном фонде, недавно рассказал мне, как ему неловко оттого, что его родина вела себя в худших традициях стран с развивающейся рыночной экономикой. Но какими последствиями чреват для сегодняшней России финансовый кризис за океаном?

В августе исполнится десять лет с момента российского дефолта, и сегодня, вспоминая об этом, россияне могут утешаться тем, что и США не застрахованы от финансовых кризисов. 'Что ж вы сами не усвоили то, чему учили нас?' - спрашивают многие из них.

Один американец, ранее работавший в Международном валютном фонде, недавно рассказал мне, как ему неловко оттого, что его родина вела себя в худших традициях стран с развивающейся рыночной экономикой. Но какими последствиями чреват для сегодняшней России финансовый кризис за океаном?

Соединенные Штаты, подобно России в 1997 г., пали жертвой собственного высокомерия в финансовой политике. Слишком долго Вашингтон мирился с огромным дефицитом текущего баланса, полагая: ничто не может повлиять на привлекательность страны для зарубежных инвесторов. Президент Джордж Буш финансировал войну в Ираке не путем повышения налогов, а за счет хронического бюджетного дефицита. Легендарный председатель Федеральной резервной системы (ФРС) Алан Гринспен (Alan Greenspan) проводил крайне 'мягкую' монетарную политику. Это приносило ему лично немалую популярность, но привело к образованию 'мыльного пузыря' сначала на рынке акций высокотехнологичных компаний, а затем на рынке жилья. Из-за ослабления регулирования в банковском секторе стандарты кредитования упали до беспрецедентно низкого уровня.

Относительно будущего сегодня высказываются два основных прогноза. До недавних пор преобладало мнение, что США, вероятно, ждет рецессия, - снижение объема валового внутреннего продукта как минимум на полгода - но во второй половине 2008 г. начнется новый экономический подъем. Альтернативная точка зрения заключалась в том, что Америка приближается к затяжной депрессии вроде той, что началась в 1929 г.

Реакция американских властей очевидна: их больше всего заботит поддержание ликвидности. ФРС будет снижать процентную ставку до минимально возможного уровня, и гораздо быстрее, чем раньше. Сокращение ставки по кредитам из федеральных средств до 1% уже в этом году представляется экстремальным вариантом, особенно если учесть, что в сентябре 2007 г. она составляла 5,25%, но такое развитие событий вполне вероятно. В то же время, стимулируя спрос, федеральное правительство усугубляет бюджетный дефицит. Приятной новостью стал тот факт, что ФРС без промедления поддержала приобретение JPMorgan Chase зашатавшегося инвестиционного банка Bear Stearns, пытаясь остановить панику на финансовом рынке и не допустить, чтобы страх парализовал банковскую и платежную систему.

Россия, напротив, извлекла нужные уроки из дефолта 1998 г., и к тому же ее позиции подкрепляются объемными поступлениями в казну от экспорта нефти. Благодаря значительному профициту текущего баланса и бюджета, а также валютным резервам ее положение не выглядит уязвимым. Тем не менее, кризис затронет и ее сразу несколькими путями, поскольку российская экономика в высокой степени интегрирована в мировую. На деле главной проблемой России, возможно, станет слишком мощный приток капиталов.

Что случится с тем потоком ликвидности, что вливается в американскую экономику за счет 'мягкой' монетарной политики ФРС? Очевидно, что американцы не собираются приобретать больше жилья; снижение цен на него, по прогнозам, продлится до 2010 г. Не будут они приобретать и коммерческие облигации, чья репутация сильно пострадала. Наконец, какой смысл им скупать американские акции, когда в экономике намечается спад, или по крайней мере замедление темпов роста, а значит - и падение прибылей? Вместо этого ошеломленные кризисом американцы скорее всего будут увеличивать личные сбережения (сегодня они находятся на минимальном уровне), что приведет к дальнейшему сокращению спроса. Более того, захотят ли они держать свои деньги в Соединенных Штатах? Доллар сегодня камнем летит вниз, а остановить такое падение - дело непростое. Даже 'гарантированные' казначейские обязательства теряют в стоимости из-за падения курса валюты.

Скорее всего американцы, у которых есть возможность выбора, начнут переводить избыточную ликвидность за рубеж, вкладывая ее в валюты, чей курс в будущем должен расти, и рубль - главный кандидат на повышение. Этот прогноз выглядит тем более обоснованным, что российские власти поддерживают курс национальной валюты на искусственно заниженном уровне, поэтому он может только увеличиваться. Евро уже поднялся настолько высоко, что возможно, пиковый уровень курса уже недалек. Это скорее всего негативно отразится на европейском экспорте, замедляя темпы экономического роста. В этом случае европейские акции и облигации отчасти утратят привлекательность для инвесторов.

В результате именно Россия станет в их глазах самой 'безопасной гаванью'. Во-первых, курс рубля занижен. Во-вторых, российские акции в минувшем году продемонстрировали определенный рост, и к тому же они дешевы по любым меркам. В-третьих, по всему миру наблюдается дефицит сырья, и цены на него повышаются уже давно. По мере секьюритизации сырьевых компаний их ценные бумаги становятся доступны для обычных покупателей. Именно они, скорее всего, станут главным объектом спекуляции и простого помещения денег. В результате российские экспортные поступления могут увеличиться еще больше, стимулируя экономический рост и популярность у иностранных инвесторов любых российских активов - недвижимости, акций и облигаций. В то же время макроэкономические показатели страны будут оставаться высокими, что еще больше привлечет инвесторов.

Котировки акций многих крупных западных корпораций - от Citigroup до General Motors - уже снизились настолько, что составляют лишь малую часть их прежней цены. Цены на российские активы, напротив, неизбежно будут расти, наполняя государственную казну. Это означает, что российские бизнесмены и государство займутся масштабной скупкой ценных бумаг западных компаний, оказавшихся в трудном положении. Готов ли к этому Запад, и не станет ли он даже препятствовать подобным действиям? Делать этого не следует, но российское правительство должно заверить западные страны, что преследует лишь благие цели.

Впрочем, Россия тоже сталкивается с определенными рисками. Ни один российский банк, похоже, не приобретал американские субстандартные ипотечные обязательства, поскольку ипотечное кредитование внутри страны выглядит и более прибыльным, и более надежным. Однако многие российские банки брали кредиты за рубежом по ставкам, которые сегодня стали завышенными. И для некоторых крупных банков дело, вероятно, закончится неприятностями. Большие государственные корпорации - например, 'Роснефть', ВТБ и 'Газпром' - числятся среди крупнейших заемщиков. Топливно-энергетическим корпорациям поможет рост цен на энергоносители, но не исключено, что некоторые банки пострадают. Неудивительно, что российский Центробанк озабочен недостатком ликвидности в банковском секторе.

Наибольшим поводом для тревоги, однако, должен стать искусственно высокий приток капиталов, что приведет к усилению коррупции и даже замедлению реформ - нечто подобное страна уже пережила в ходе нефтяного бума 1970-х, да и нынешнего тоже. Изобилие входящих потоков краткосрочного капитала - одно из проявлений 'сырьевого проклятия'. Если цены на сырье будут повышаться за счет спекуляции, потребители начнут любыми способами экономить энергию, и, когда финансовый кризис на Западе пройдет, энергоносители подешевеют еще больше.

В распоряжении российского правительства есть немало возможностей, чтобы избежать подобного будущего кризиса. Во-первых, ему не следует мешать повышению валютного курса, чтобы вложение капиталов в рубли не казалось абсолютно беспроигрышным вариантом. Во-вторых, Россия должна попытаться сдержать краткосрочный рост сырьевых цен - возможно, за счет приватизации нефтегазовых месторождений, что позволило бы увеличить добычу. Ни одна страна не пострадает от временного, неустойчивого взлета цен на энергоносители больше, чем Россия, поскольку вскоре спрос на них - а значит и расценки - резко упадут. И когда это случится, Россия утратит нынешние темпы роста. В-третьих, правительству даже стоит подумать о налогообложении краткосрочных входящих потоков капитала - особенно с учетом вероятности, что после того, как пик финансового кризиса пройдет, они будут выведены из страны.

Хотя Россия почти наверняка пострадает от американского финансового кризиса меньше других, он все равно станет испытанием для всех нас.

Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics), автор книги 'Капиталистическая революция в России: почему рыночные реформы увенчались успехом, а демократизация потерпела неудачу' ("Russia's Capitalist Revolution: Why Market Reform Succeeded and Democracy Failed")

_________________________________________

'Бизнес без водки - деньги на ветер' ("The Financial Times", Великобритания)

Во что обходится России ее внешняя политика? ("The Financial Times", Великобритания)

Агрессивная внешняя политика Москвы отпугивает инвесторов? ("The Independent", Великобритания)

Английские фермеры собирают богатый российский урожай ("The Times", Великобритания)

Демоны инфляции - наваждение растущей экономики России ("The Financial Times", Великобритания)