Заявление о том, что Египет будет сотрудничать с Россией в рамках своей программы развития мирной ядерной энергетики, не должно вызывать удивления.
Советский Союз первым начал сотрудничать с Египтом в этой области в 1961 году, построив в городе Инчасс исследовательский ядерный центр с реактором на два мегаватта. Именно в этой стране Египет начал приобретать знания и опыт в сфере ядерных технологий и готовить своих первых специалистов-ядерщиков.
Впоследствии Египет неоднократно пытался разработать передовую программу ядерной энергетики, но без особого успеха. А через некоторое время после аварии в Чернобыле он и вовсе отказался от этих попыток. В тот момент Египет был готов объявить международный тендер на строительство ядерного реактора по выработке электроэнергии, однако уступил давлению со стороны США и Советского Союза, которые были встревожены проблемами безопасности после чернобыльской катастрофы, и закрыл проект.
Эту программу официально возродили полтора года назад. В сентябре 2006 года сын президента Египта Хосни Мубарака (Hosni Mubarak) Гамаль Мубарак (Gamal Mubarak), исполняющий обязанности председателя политического комитета правящей партии, объявил участникам съезда этой партии, что Египет намерен возобновить реализацию своей мирной ядерной программы и собирается построить реакторы для выработки электроэнергии. Президент через два дня подтвердил слова сына.
Главным поводом для принятия такого решения был непрекращающийся кризис в отношениях с Ираном из-за его ядерной программы. Египет, который гордится своим статусом самой крупной и самой влиятельной арабской страны, не может себе позволить игнорировать ядерные технологии, которые сегодня являются важнейшим компонентом государственной силы и могущества.
Суннитский Египет почувствовал необходимость начать такую деятельность, чтобы создать противовес Ирану, все больше угрожающему мировому сообществу и Ближнему Востоку.
Не следует забывать, что согласно данным из одного доклада ООН, в 2016 году нефтяные и газовые запасы Египта начнут истощаться, а численность населения превысит 100 миллионов человек. Стране понадобится огромное количество энергии для производства электричества.
Поэтому очевидно, что вне зависимости от обстоятельств у Египта нет иного выбора кроме создания собственной ядерной энергетики. Первоначальные намерения страны могут быть мирными, однако соображения военного характера тоже, несомненно, появятся - позднее.
Египет не терял времени даром, создавая фундамент для своей программы. Правительство страны объявило, что программа эта будет осуществляться под наблюдением и контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в обстановке полной прозрачности.
Три месяца назад делегация МАГАТЭ посетила Египет, чтобы взглянуть на альтернативные площадки для размещения АЭС и дать некоторые рекомендации по техническим и технологическим вопросам. Египетская делегация направилась в Вену, чтобы представить и обсудить подготовленный проект закона о ядерной энергии, который может быть представлен на рассмотрение парламента Египта через несколько недель.
В органах власти и в прессе во время дебатов преобладали два основных вопроса: выбор места для строительства АЭС и страны для сотрудничества в создании реакторов.
Что касается места размещения, то, скорее всего, это будет город Дабаа, расположенный на побережье Средиземного моря в 160 километрах к западу от Александрии. В этом районе можно разместить четыре реактора на 800-1000 мегаватт каждый. На первом этапе этого будет для Египта вполне достаточно.
Необходимые исследования были проведены в начале 80-х годов. Было решено, что место это как нельзя лучше подходит для строительства с точки зрения состава почвы, близости и наличия воды, а также из-за спокойной сейсмической обстановки.
Предварительные работы по созданию инфраструктуры уже проведены, однако ничего пока не решено. На премьер-министра Ахмада Назифа (Ahmad Nazif) оказывает серьезное давление группа бизнесменов, которая хочет построить в этом месте гигантский туристический комплекс.
Однако похоже, что лучшего места для строительства ядерных объектов у Египта в настоящее время нет, и поэтому споры разгораются все активнее.
Второй вопрос: какая страна в наибольшей степени подходит для сотрудничества в ядерной области. Целый ряд руководителей отдает предпочтение России и Китаю, поскольку оба государства - хорошие друзья Египта. Другие опасаются, что данные страны не обладают самой передовой технологией, особенно в сфере безопасности.
Готовность оказать помощь выразили Соединенные Штаты Америки и Франция. Хорошо известно, что необходимая технология у них имеется. Тем не менее, многие египтяне полагают, что эти страны будут настаивать на многочисленных мерах контроля. Соглашаться на это Египту не хочется, несмотря на его заявления о прозрачности.
Это подтвердил в декабре прошлого года министр иностранных дел Египта Ахмед Абу аль-Гейт (Ahmed Aboul Gheit), заявивший, что его страна не будет подписывать дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Египет подписал этот договор в 1963 году и ратифицировал его в 1981-м. Дополнительный протокол был добавлен позднее, когда Ирак попытался избежать мер контроля МАГАТЭ.
Этот протокол дает МАГАТЭ право проводить масштабные поиски без предварительного уведомления. Пока Египет не подпишет его, государствам Запада будет трудно сотрудничать с этой страной.
Состоявшийся на этой неделе визит Мубарака в Россию очень важен для Египта. Объем торговли между двумя странами вырос с 300 миллионов долларов в 2003 году до 2,1 миллиарда в 2007 году. Это солидный фундамент для налаживания партнерских отношений между двумя странами в ядерной области.
Проект соглашения по данному вопросу был подготовлен в декабре. Он должен быть подписан во вторник в Москве министром электрификации и энергетики АРЕ Ахмедом Хасаном Юнесом (Ahmad Hassan Younes) в присутствии Мубарака. Это будет первое соглашение о сотрудничестве, заключенное с иностранным государством после заявления Мубарака о возобновлении ядерной программы Египта.
Вне всяких сомнений, это дает Москве преимущество. Однако подписание соглашения отнюдь не означает, что Египет в итоге отдаст контракт на строительство АЭС России.
Отказ от услуг Америки, которая ежегодно направляет в Египет миллиарды долларов помощи и сотрудничает с ним по целому ряду проектов, может привести к кризису взаимоотношений между двумя странами. Однако нынешние шаги могут быть намеком Соединенным Штатам на то, что им не следует слишком сильно подталкивать Египет.
Цви Мазель - бывший посол Израиля в Египте.
_____________________________________________________________
Москва и Каир ("The Jerusalem Post", Израиль)
Ядерный ренессанс в России? ("Forbes", США)