Скопье, Македония - Саммит НАТО в Бухаресте состоится менее чем через неделю. Однако судьба заявки Македонии на вступление в трансатлантический альянс висит на волоске. Как это ни странно, проблемой является название страны, не признаваемое Грецией, а не наши успехи в деле гражданских и военных реформ, которые Македония усердно проводит в жизнь.
Семь лет назад Македония была исключительно 'потребителем' безопасности. Теперь мы стали ее 'поставщиком' - 3,5 процента наших войск участвуют в миссиях по обеспечению безопасности за рубежом - главным образом, в Афганистане. Девяносто процентов наших граждан выступают за членство в НАТО, что является редкостью в этом регионе. Поддержка альянса объединяет мультиэтническое македонское общество и проходит через этнические, партийные и социальные разделительные линии.
Наше тесное сотрудничество с альянсом началось с интервенции 1999 г. против режима Слободана Милошевича в Сербии. Македония была ключевой страной в регионе, оказавшей помощь альянсу, обеспечившей инфраструктуру и тыловую поддержку боевым операциям НАТО. Кроме того, мы открыли двери для 380 тысяч беженцев из Косово, которые нашли убежище в Македонии. Некоторые из них остались жить в нашей стране.
Сегодня Косово остается насущным вопросом безопасности, и Македония честно выполняет свои обязательства. В нашей стране размещено тыловое командование KFOR, стабилизационных сил для Косово. Его работа обеспечивается вооруженными силами Македонии, а финансируется оно из нашего бюджета.
Провозглашенная в феврале независимость Косово изменила военно-политические перспективы для Балкан. Мы еще не знаем, каким будет исход. В последние годы на Западных Балканах был достигнут большой прогресс в плане сохранения стабильности и экономического развития. Не в последнюю очередь это объясняется той позитивной ролью, которую сыграли в нашем регионе ЕС и США в последнее десятилетие.
Но существует множество потенциальных источников нестабильности. Политические структуры в Косово недостаточно развиты. Политическая сплоченность в регионе слаба. С точки зрения безопасности, без НАТО по-прежнему не обойтись, особенно в Косово и вокруг него - в том, что касается защиты границ, борьбы с контрабандой и организованной преступностью.
Жизненно необходимы позитивные сигналы от ЕС и США по интеграции в НАТО и ЕС. В нашем регионе членство в НАТО - обязательное условие прогресса. Поэтому прогресс, стабильность и благосостояние на Балканах получат дополнительный импульс, если на следующей неделе в Бухаресте в НАТО будут приглашены Албания, Хорватия и Македония.
Чем больше государств Балкан вступят в НАТО, тем меньше НАТО потребуется нам на Балканах. Это позволит альянсу высвободить ресурсы для ответа на новые вызовы.
Учитывая то, что стоит на кону, членство Македонии в НАТО не должно быть заложником двустороннего спора с Грецией о названии моей страны. Но именно это происходит в последние месяцы.
Наши солдаты сражаются в Афганистане плечом к плечу с греками, американцами, голландцами и другими. Никого не беспокоит слово 'Македония' у них на рукавах. Для рассмотрения заявки Македонии на вступление в НАТО нас попросили выполнить критерии Плана действий по вступлению. Мы сделали это.
Проблема с Грецией является двусторонней. Мы готовы решать ее вместе с нашими греческими друзьями. Мы готовы к компромиссам. Но нас не заставят принять решение, касающееся названия нашей страны, в качестве условия для вступления в НАТО.
Моя страна остается приверженной Временному соглашению 1995 г. в котором мы - при гарантиях со стороны ООН - договорились, что ни Македония, ни Греция не будут блокировать членство другой страны в международных организациях.
Членство в НАТО и начало переговоров о вступлении в ЕС - это два основных приоритета для Македонии, независимо от того, кто находится у власти. Но Македония не поддастся на давление.
Не в НАТО должен решаться вопрос о названии страны. Пусть главной задачей альянса будет обеспечение безопасности. С учетом всего этого должно быть ясно, что исключение Македонии из клуба не способствует укреплению безопасности в балканском регионе и может даже привести к противоположному результату.
Антонио Милошоски - министр иностранных дел Македонии
______________________________
Спасительные формулировки НАТО не одурачат Россию ("The Washington Post", США)
Или Кавказ, или Афганистан ("НИН", Сербия)