Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Топ-менеджер 'Газпрома' ставит под сомнение газовые договоренности с Киевом

Присутствие государства в 'Газпроме' необходимо с точки зрения 'национальных интересов' России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заместитель председателя правления 'Газпрома' Александр Медведев заявил, что, в соответствии с международным правом, наличие у зарегистрированного в Швейцарии газового трейдера RosUkrEnergo долговременного контракта с его компанией мешает немедленно исключить его из цепочки поставок. Это заявление ставит под сомнение договоренности между Москвой и Киевом, заключенные по итогам угрожавшего поставкам газа в Европу спора...

Посредник, через которого шли стратегически важные поставки газа между Россией и Украиной, пока останется на своем месте, утверждает человек, отвечающий за экспорт в контролируемой государством российской энергетической компании 'Газпром'.

Заместитель председателя правления 'Газпрома' Александр Медведев заявил, что, в соответствии с международным правом, наличие у зарегистрированного в Швейцарии газового трейдера RosUkrEnergo долговременного контракта с его компанией мешает немедленно исключить его из цепочки поставок. Это заявление ставит под сомнение договоренности между Москвой и Киевом, заключенные по итогам угрожавшего поставкам газа в Европу спора.

'Мы не заканчиваем отношения с RosUkrEnergo. Понимаете, у нас с ними выстроена система долговременных контрактов, по международному законодательству, - сообщил г-н Медведев в интервью Financial Times. - Сейчас мы тщательно работаем над тем, чтобы не нарушать подписанные соглашения'.

На этой неделе министр энергетики Украины Юрий Продан подтвердил, что Россия предложила сохранить за RosUkrEnergo посредническую функцию.

На переговорах, предшествовавших заключению соглашения между Москвой и Киевом, премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, настаивала на лишении RosUkrEnergo, на 50 процентов принадлежащей 'Газпрому' и на пятьдесят процентов - двум украинским предпринимателям, роли посредника, утверждая, что непрозрачная структура собственности компании создает угрозу для европейской энергетической безопасности.

По мнению критиков, RosUkrEnergo является просто средством для вывода прибыли от торговли газом, однако г-н Медведев говорит, что 'с нашей стороны всегда соблюдалась прозрачность трейдера'.

Он настаивает, что спор с Украиной по поводу контрактов и невыплаченных долгов был просто следствием перехода к ценам, основанным на рыночных законах, что является частью процесса движения в сторону свободного рынка.

О сокращении поставок он говорит: 'Это было не инструментом шантажа, а следствием очень простой ситуации: нам не платили за наш газ, с нами не заключали контрактов, график выплат тоже отказывались предоставить'.

Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, долгое время продававшие газ по регулируемым ценам, недавно оповестили 'Газпром', что со следующего года они будут взимать 'европейские цены'. Для Украины, получающей большую часть своего газа из центральноазиатских республик через посредничество 'Газпром', это может означать очередное заметное повышение цен.

Следующий шаг по направлению к тому, что г-н Медведев называет 'трансформацией экономик бывшего СССР в соответствии с рыночными принципами', будет сделан в 2011 году, когда Россия планирует прекратить регулировать цены на газ для промышленности.

Однако пока нет оснований полагать, что 'Газпром', контролирующий четверть поставок газа в Европу, собирается избавиться от другого реликта советской плановой экономики - своей зафиксированной в законодательстве монополии на экспорт российского газа.

Г-н Медведев назвал 'чушью' предложения правительства по ослаблению экспортной монополии 'Газпрома' путем раздела части прибыли от экспорта с независимыми производителями. В этом вопросе 'Газпром' может рассчитывать на понимание избранного президента России Дмитрия Медведева (однофамильца Александра), в данный момент являющегося председателем Совета директоров компании.

'Г-н [Дмитрий] Медведев полностью в курсе стратегических аспектов развития 'Газпрома'', - прокомментировал этот момент Александр Медведев.

Он убежден, что постоянное присутствие государства в 'Газпроме' необходимо с точки зрения 'национальных интересов' России. При этом он готов признать, что еще многое предстоит сделать для увеличения прозрачности 'Газпрома' и улучшения его корпоративного управления.

'Корпоративные структуры в России все еще находятся... в самом начале подросткового периода', - считает г-н Медведев. Наблюдателям со стороны следует учитывать, добавляет он, что еще в 1991 году Госплан распределял 'все вплоть до гвоздей'.

В свое интервью, данном незадолго до того, как стала известна новость об обыске в московском офисе ТНК-ВР (российской компании, принадлежащей BP) в связи с обвинениями в промышленном шпионаже, г-н Медведев также заявил, что 'Газпром' рассчитывает к концу апреля наконец заключить многократно откладывавшуюся сделку с ТНК-ВР и получить контроль над Ковыктинским месторождением.

Он отрицает, что 'Газпром' когда-либо пользовался своим влиянием на правительство, чтобы добиваться уступок от иностранных инвесторов, и заявляет, что природоохранное законодательство не было избирательно использовано против Royal Dutch Shell с целью заставить ее отдать 'Газпрому' контроль над проектом 'Сахалин-2'.

'Мы сталкиваемся с новшествами [в области охраны природы] повсеместно, не только в России, но и в Европе', - говорит он, ссылаясь на объекты 'Газпрома' в Австрии как на пример того, что энергетическим компаниям приходится учитывать жесткие требования к охране окружающей среды в любой точке континента. 'Это истинный образчик высокой технологии, соответствующей всем требованиям охраны природы. Договор учитывал даже судьбу окрестных кроликов, - рассказывает он с оттенком скептицизма. - Нам пришлось соорудить вокруг стройплощадки пятиметровую стену для их защиты'.

__________________________________________________

'ТНК-BP': к вам опять инспектор ("The Economist", Великобритания)

Украина и Россия договорились избавиться от посредников - но не бесплатно ("The Wall Street Journal", США)

Тактика России и розовые очки ("The Financial Times", Великобритания)