После многих месяцев открытой вражды и многих лет бездействия Джордж Буш и Владимир Путин вдруг заявили, что готовы серьезно говорить о серьезных вопросах. Будем надеяться, что время для этого еще не ушло - ведь обоим осталось очень мало сидеть на президентских постах. А решать надо много чего.
Во-первых, надо что-то решать с ядерным оружием. После договора, подписанного в 2002 году а Москве, по которому обе стороны будут иметь от 1700 до 2200 боеготовых ядерных зарядов, никаких переговоров по дальнейшему сокращению их количества не велось - равно как и по сокращению многих тысяч боезарядов, находящихся на складах.
Во-вторых, надо что-то делать с авторитаризмом и хулиганскими выходками Путина, как у себя в стране, так и за рубежом. Здесь Буш мало что может сделать, но в последнее время Путину стало гораздо легче отмахиваться от критики из-за безграничной страсти президента США к системе противоракетной обороны, которая, может быть, еще и не будет работать.
В-третьих, нерешенным остается иранский вопрос. Пока два президента месяцами кидались камнями по огородам друг друга, Тегеран держал оборону против Совета Безопасности ООН и все развивал научную базу, необходимую ему для производства собственного ядерного оружия.
Идея новой 'стратегической конструкции' исходит от Буша. И это понятно - ему нужно что-то, чем можно будет в памяти потомков прикрыть катастрофу, в которую вылилась война в Ираке. Для проталкивания этой идеи его министры иностранных дел и обороны уже дважды ездили в Москву, и, наконец, в предстоящие выходные он сам поедет с ней на черноморское побережье, в Сочи.
Особенно Буш лелеет свои грандиозные планы по противоракетной обороне, в которую входит и европейский элемент системы в Польше и Чехии. Технически этот элемент еще далеко не готов, и никакой угрозы огромному российскому арсеналу представлять не будет. Тем не менее, Москву это не остановило, и она использовала эти планы в качестве предлога для того, чтобы регулярно выступать с нападками на Америку и вставлять ей палки в колеса.
Наконец-то Буш готов пойти на уступки - Москва будет иметь возможность инспектировать работу системы; кроме того, США соглашаются не активировать ее до тех пор, пока не будет точно доказано, что Иран или какое-либо другое враждебное государство представляет собой ракетную угрозу. Но русские до сих пор против: если Буш хочет что-то получить сейчас, ему придется больше отдать - например, согласиться не размещать ракеты до тех пор, пока угроза не будет доказана.
Буш наконец согласился продлить либо заменить договор СНВ-1, срок действия которого истекает в 2009 году. Здесь самое главное заключается в том, что в этом договоре прописаны правила проверки каждой из сторон выполнения другой стороной ее обязательств по контролю над вооружениями (кроме того, американские инспекторы получают информацию о том, выполняют ли русские все необходимые требования обеспечения безопасности своего оружия). А ведь Буш настолько не любит подписывать какие бы то ни было договоры, что готов был отказаться даже от этого.
К сожалению, дальнейшего сокращения ядерного оружия Буш не предлагает. В мире, где нет больше 'холодной войны', оправдать необходимость содержания на боевом дежурстве тысяч ядерных боезарядов просто нечем. И упорный отказ Буша говорить о сокращении дает слишком многим странам дополнительные поводы, не обращая внимания на плохое поведение Ирана, под шумок наращивать собственные ядерные аппетиты.
Стремление Буша сделать попытку вновь поставить отношения с Россией на правильную основу похвально - но он слишком долго не решался сделать этот шаг, и он по-прежнему слишком сильно привязан к страхам 'холодной войны', чтобы начать прокладывать действительно новый курс. Следующему президенту Америки придется работать намного активнее.
__________________________________________
Маккейн на красном телефоне ("The Washington Post", США)
'Звездные войны' и призрачная угроза ("Time", США)
Буш стремится к дипломатической договоренности с Путиным ("The Financial Times", Великобритания)