Убедительно открыть Эпоху Малых и Больших войн в Европе. Зажечь бикфордов шнур новой Большой Европейской войны.
Создать на Балканах огромный военный плацдарм для участия США в этих войнах.
Построить в Европе исламское государство 'нового типа' и с его помощью направить агрессию воинствующего исламского экстремизма на Европу, а не на США.
Взять под контроль южные маршруты транзита газа и нефти в Европу и не только.
Не дать России построить свои системы транзита газа и нефти на Балканах.
Добить еще полуживую на Балканах геополитическую идею славянства и углублять раскол между православными восточно-славянскими народами.
Пугать и запугивать всем перечисленным Европу и европейцев и с помощью этого мягкого 'морального' террора продолжать диктовать Европе свои условия.
Подготовить политическую базу прецедентов для разжигания региональных, этнических, религиозных и цивилизационных конфликтов в других 'цивилизованных' частях Европы. Независимое Косово это искусственно имплантированная в тело Европы раковая опухоль с управляемыми метастазами.
Сгоревшее дотла наследство великого маршала Тито
Шел 1978 год. Я учился на четвертом курсе МГУ и в Ленинской библиотеке просматривал статью в американском журнале, где говорилось, что Югославию ждет распад и гражданская война.
Маршал Тито еще был жив и здоров, Югославия цвела на фоне советского 'застоя', и статья показалась мне тогда странной, но запомнилась.
Маршал умер, Югославия начала распадаться как карточный домик, оставив будущим историкам и философам богатейший материал на тему 'Роль личности в истории'.
Но в виде главного наследства маршал оставил вполне жизнеспособную федерацию преимущественно славянских балканских республик, которая после его смерти в считанные годы превратилась в клубок сцепившихся между собой народов и племен.
Начиная с 1994 года я не раз бывал в Хорватии, Словении, недавно побывал в Македонии. И, рассматривая с близкого расстояния жизнь балканских славян сегодня, всегда вспоминаю маршала Тито и ломаю себе голову: как он сумел держать их всех в одной упряжке? И так долго, и почти без крови. Объяснение нахожу только одно - Иосип Броз Тито был воплощением политической гениальности, героем, до которого не сумели дотянуться даже длинные руки товарища Сталина, отдавшего приказ о его ликвидации.
Маршал Тито совершил невозможное - на десятки лет сделал из социалистической Югославии того самого удачливого ласкового теленка, который двух маток сосет. Да если бы двух - Югославия дружила и с СССР, и с Западом, и с арабским Востоком, и даже с Китаем.
При 'балканском Сталине' Тито границы Югославии были открыты, и миллионы югославских граждан мигрировали по Европе за заработком, но потом возвращались домой. Привозили деньги, строили дома. Все это живописное благосостояние 'югославов', так восхищавшее бедных советских туристов, было построено при Тито. Странное было время, сегодня похожее на сказку. Оплакивать это время суждено еще многим поколениям балканских славян. При условии, что будет кому плакать.
Из того немногого, что я знаю о маршале Тито, он выглядит как веселый жизнелюб, при этом каждое утро начинавший с двухчасового чтения мировой печати. Без перевода, естественно, ибо был что-то вроде полиглота.
Маршал Тито сам ориентировался в мире, делал это с молодых ногтей и создал для балканских славян поразительное по своей эффективности ноу-хау. Которым, увы, владел, только он сам - и здесь тоже сходство со Сталиным.
Его наследники, порвавшие Югославию в клочья, выглядят сегодня на фоне исполинской фигуры маршала Тито даже не карликами, а муравьями. И читают ли они что-нибудь вообще - большой вопрос.
Кто развалил федерацию, собранную гениальным Тито? Было бы соблазнительно обвинить в этом снова коварных янки, но это не так. Как и в случае распада СССР, главную роль сыграл 'парад суверенитетов', который успешно поощряли и подзуживали европейцы. Прежде всего Германия.
Но главная вина лежит, как и в случае СССР, конечно, на 'национальных элитах', почувствовавших запах власти и денег. Они зажгли свои дома первыми, и только потом начали появляться 'пожарные' из Европы и Америки с цистернами керосина, сумевшие придать пожару на Балканах полезный для демократии и прав человека очистительный характер. В результате сгорело почти все, построенное при героическом маршале.
Балканская стратегия США - уничтожение Югославии как первая фаза
Стратегия США на Балканах выглядит наиболее продуманной и целеустремленной. И пока более успешной, чем в любой другой части мира. Сказанное отнюдь не подвергает сомнению название цикла 'Crazy Empire' - одержимые бредовыми идеями тоже ведут себя часто крайне целеустремленно, сосредоточенно и логично. До момента, пока вдруг не выяснится, что конечная цель этого всего, стратегически стройно выстроенного, - бред.
США, вместе с Израилем, поднаторевшие в натравливании арабов друг на друга, поначалу явно не без удовольствия наблюдали, как подбадриваемые немцами балканские славяне развязали серию войн между собой. Но активно вмешались в процесс на Балканах лишь тогда, когда стало понятно, что Югославия все же остается в виде федерации преимущественно православных македонцев, черногорцев и сербов. Когда упадок России снял страх ее вмешательства, а подчиненное поведение Европы убедило США, что у них полностью развязаны руки.
Целью США стало уничтожение того, что осталось от Югославии после отделения Словении и Хорватии и что по-прежнему называлось Югославской Федеративной Республикой. Цель была достигнута грубо, примитивно, топорно. Американский слон просто растоптал балканскую посудную лавку. Как бы мимоходом, между делом была 'опущена' новая европейская валюта. Что отсрочило падение доллара на несколько лет. А просвещенный демократ, недавний союзник Милошевич стал для Америки дьяволом во плоти.
Судьба Милошевича есть живая иллюстрация слоновьей стратегии США. Милошевич не смог стать новым Тито, несмотря на свои незаурядные качества лидера - у него не оказалось нужных ресурсов в мире, где доминируют США. Его 'вина' была лишь в том, что он отказался стать балканским Ющенко. И был растоптан.
Последовавшее отчленение Македонии и Черногории добило Югославию, лишив ее всего нажитого, в том числе выхода к морю. Признание Косова стало заключительным аккордом беспримерного в послевоенной истории Европы унижения сербов, гордого христианского народа, веками заслонявшего Европу от турок. Увы, история не знает благодарности.
Сейчас начинается следующая фаза. Создание в Европе искусственного, полукриминального, якобы мусульманского государства с рабочим названием Великая Албания должно, по мысли стратегов США, окончательно загнать сербов даже не в угол, а в норы. И так показать остальным европейцам, что бывает с теми, кто посмеет ослушаться.
Югославия уничтожена, но стала ли от этого позиция США в Европе и мире сильнее? Внешне да. Но если смотреть дальше, то на грядущем балканском театре военных действий вот-вот появятся новые бойцы, и в совсем недалекой перспективе перед США вырисовываются контуры новой войны, причем в Европе, несравнимой с Ираком по своей силе и сложности. А США тем временем все глубже вязнут в 'простом' и 'слабом' Ираке.
Главное достижение США на Балканах сегодня это чувство глубокого удовлетворения, переходящее в триумф, которым наполнены души не очень далеких албанских лидеров в самой Албании, Македонии, Черногории и даже Греции. Эти недалекие вожди еще не понимают, что и они, и их тоже пока еще не очень развитые подданные всего лишь сырье, опытный материал для американского экспериментирования.
США и Россия сталкиваются на Балканах
Речь идет не об утомительных и малоэффективных дипломатических маневрах в ставшей практически ненужной ООН или других международных структурах. Все грубее и конкретнее. Россия строит 'Южный поток', который бьет американский проект 'Набукко' по самому чувствительному месту. А именно - по стоимости конечного продукта в виде цены за тысячу кубометров. Не надо быть экспертом, чтобы заранее догадаться, чей газ будет дешевле.
Заметим, что, если для России 'Южный поток' - одна из возможностей расширить пути транзита газа, в том числе и среднеазиатского, в Европу, то для США 'Набукко' на сегодняшний день единственная реальная возможность взять под свой контроль одну из газовых артерий мирового значения и зарабатывать на ней деньги.
На этом фоне интересно смотрится начавшееся в Европе брожение умов на тему создания некой специальной 'газопроводной' полиции, неких особых международных воинских формирований, призванных защитить безопасность транзита газа.
США в эту полицию не приглашают, у США такая полиция уже есть, правда, только в Косово. Зато нет пока газопровода. У России есть газопроводы, но пока нет полиции. У Европы по большому счету нет ни газопроводов, ни полиции, но зато есть ясное понимание угрозы, нависшей над уныло процветающим континентом, в виде геометрического роста цен на энергоносители.
Политика США на Балканах эти угрозы превращает в катастрофический сценарий. Ментальность янки такова, что они органически не могут переносить, когда арабы продают кому-то им, арабам, принадлежащую нефть или русские им, русским, принадлежащий газ. Янки просто на стены лезут от бешенства, забывая о священном праве собственности, на котором якобы стоит весь этот 'свободный' мир.
Происходит это по причине простой, но пока еще не всем очевидной. Элита США искренне и страстно считает своей собственностью весь мир. Американские стратеги уже многие десятилетия убеждены в том, что огромные пока еще запасы углеводородов России это их запасы. Их 'священная собственность', которую по недоразумению истории почему-то бесстыдно используют эти русские, непонятно зачем вообще в этой Сибири оказавшиеся. Странным образом не продавшие Сибирь вместе с Аляской за ящик кока-колы. До сих пор не спившиеся, хотя сами обещают спиться окончательно уже который век подряд.
Цены на нефть и газ растут, русские богатеют и вооружаются, в то время как США начинают разваливаться - но по-прежнему смотрят на Россию и ее богатства как на свою собственность, чем постоянно доказывают справедливость формулы 'Crazy Empire'. Америка отказывается видеть то, что доступно Европе - Россия существовала за много веков до появления Америки и будет еще долго после ее развала. Россия иная, весь мир народов и цивилизаций иной в сравнении с США.
Сегодня многие в США настроены понимать происходящее в России как временный эпизод. У американских стратегов остается еще много иллюзий в том смысле, что достаточно будет откопать в российской глубинке нового Горбачева, дать ему Нобелевскую премию - и Россия снова рухнет. Все будет, однако, по-другому.
Понять стратегию США на Балканах или где бы то ни было невозможно, не понимая кричащей особенности американского менталитета - патологической, безумной алчности вождей этой несостоявшейся империи. Янки, которые сами никогда не выиграли ни одной настоящей войны, чувствуют себя властелинами мира. Не имея опыта войн на своей территории, стремятся не только разжигать новые войны везде и всюду, но и делать вид, что Америка готова во всех этих войнах участвовать. Не готова. Несмотря на горы накопленного оружия, Америка все безнадежнее блефует, превращая шахматную доску мира в картежный стол.
Мир меняется все быстрее, и, похоже, США уже не успевают за темпом этих перемен. Балканская стратегия США, еще вчера казавшаяся успешной, сегодня наталкивается на сырьевую стратегию России, решившей построить новый газопровод и, вероятно, уверенной в том, что этот газопровод будет надежно защищен.
Это значит, что по соседству с американскими базами в Косово могут возникнуть российские базы в Сербии. Не все обратили внимание на, казалось бы, мелкую деталь - Россия и Сербия отменили визовый режим. Между тем деталь многозначительна. В Сербию теперь в любой момент, без проволочек, может хлынуть волна 'туристов' из России с богатым опытом кавказских и других войн.
Американский слон, растоптавший Югославию, возможно, вообще лишен способности понять одно из главных последствий пожара на Балканах. А именно - у Америки в Европе появился первый настоящий Враг в лице сербов. США, привыкшим все измерять цифрами бюджета министерства обороны, это событие может казаться незначительным: ну сколько там этих нищих сербов.
В самом деле, сербов немного, но стараниями Америки Сербия сегодня это Враг США, на стороне которого Право, Справедливость и Вера. И еще - симпатии многих других потенциальных будущих Врагов.
Россия вступает в игру на Балканах
Продолжение экспансии США на Балканах с одной стороны и необходимость защиты 'Южного потока' с другой поставили Россию, впервые в послеельциновскую эпоху, перед необходимостью вступить в реальную борьбу с Америкой здесь и сейчас. Это не было неожиданностью, в том, что США продавят косовский проект, давно никто не сомневался. Продавили - и температура на градуснике мировой политики резко поползла вверх. Готовилась ли к этому Россия? Конечно! Как подготовилась покажет ближайшее будущее.
Можно говорить о том, что будущее не только Балкан, не только Европы, но и всего мира будет зависеть в значительной мере от того, как у России сложится новая политика на Балканах, где все сильнее пахнет войной.
Россия может решительно поддержать Сербию, создать на ее территории военные базы, и тем самым поднять ставки в балканской игре так высоко, что война будет если не остановлена, то отложена. Готова ли Россия к конфронтации с США на таком серьезном уровне? Вопрос правильный, но преждевременный.
Сначала нужно ответить на вопрос, готова ли Сербия стать союзником России. Поверят ли сербы в реальность русской помощи и защиты? Или предпочтут широко рекламируемое светлое будущее в Евросоюзе, который из фазы цветения вдруг переходит в фазу увядания, минуя ожидавшуюся всеми фазу плодородия.
Сербы снова, который уже раз в своей истории, разделены на сторонников 'западного', 'европейского' пути и 'русофилов'. Кто окажется сильнее? Никогда еще этот выбор не был для сербов таким тяжелым и судьбоносным.
В России не раз и не два звучали слова о том, что русские не будут большими сербами, чем сами сербы. Россия ждет от Сербии более или менее однозначного 'русского выбора', но просчитать последствия такого решения пока не могут ни сами сербы, ни Россия.
Понятно одно - выбор делать придется. Чем сильнее будет развиваться кризис в США, тем интенсивнее американцы будут искать решение своего кризиса в виде войны в Европе. То есть конкретно на Балканах, то есть с непременным участием уставших воевать сербов и многих других, бойцов и статистов.
Грядущее вступление в НАТО могучей балканской тройки в лице Албании, Хорватии и по-новому названной Македонии парадоксально может подлить еще больше масла в огонь. Потому что позволит старым членам НАТО занять алибистическую позицию в духе 'раз вы новые члены, так и дерзайте, Америка вам в помощь'. Нечто подобное уже происходит в Афганистане, где солдаты, посланные старыми членами, все неохотнее воюют за триумф афганского героина и развал непослушного Пакистана.
Балканский пожар и передел Европы
Каким образом и как быстро будут меняться границы в Европе, находится в прямой зависимости от интенсивности пожара на Балканах. Есть все основания считать, что если (когда) на Балканах начнется новая война, один за другим будут вспыхивать тлеющие или, как их издевательски называют в Совете Европы, 'замороженные' конфликты. Их прогнозу будет посвящен отдельный очерк. Пока важно подчеркнуть - новый балканский пожар, по мысли стратегов США, способен резко поднять градус европейской политики и стать детонатором.
Эта мысль отнюдь не безумна, она очевидна для потенциальных участников новый Малых и Больших войн. Достаточно посмотреть на список стран, наиболее резко выступивших против независимости Косова. Греция, Кипр, Румыния, Словакия - страны с компактно проживающими национальными меньшинствами в непосредственной близости от балканского театра военных действий.
Иными словами, не взорвав балканскую пороховую бочку, нельзя начинать этнический конфликт в Трансильвании или на юге Словакии. Более сложный и в каком-то смысле главный для будущего Европы вопрос заключается в том, готовы ли потомки изгнанных судетских немцев снова рвать на части Чехию, способны ли венгры Трансильвании реально бороться за автономию? Могут ли Германия или Венгрия вмешаться в такого рода конфликты, несмотря на огромные риски, с ними связанные?
Не менее важной будет появление у России новой европейской доктрины, отвечающей, как модно нынче говорить, на новые вызовы. Новизна ситуации России в том, что она уже не может просто смотреть со стороны на новую войну на Балканах, как это было в девяностые годы. Россия может вмешаться с успехом для своих интересов, может и потерпеть фиаско. Может сделать балканскую политику началом новой большой игры. Может и оступиться, как это случилось на Украине.
_____________________________
С.Хелемендик: ИноСМИ на пороге инноваций ("ИноСМИ", Россия)
С.Хелемендик: Crazy Empire - Америка зажигает ("ИноСМИ", Россия)
С.Хелемендик: Проект Голос России - глобальный прорыв сквозь мировую паутину ("ИноСМИ", Россия)