Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обязательный тост за Сталина

В некоторых церквях Сталина поминают наряду с грузинскими царями и мучениками

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Это как в большой семье. Отец добрый, но его сыновья могут издеваться над прислугой. Но отец об этом не знает, а прислуга не пожалуется. Лидеру огромной страны еще труднее удержать контроль надо всеми, у него множество подвластных, комиссаров, секретарей различных уровней, а чем ниже - тем больше жестокости...

Грузины гордятся своим знаменитым соотечественником. В родном городе самого кровавого лидера СССР цветет настоящий культ Сталина, - пишет из Грузии Ежи Хащиньский.

Роберт Маглакелидзе - директор Государственного музея Иосифа Сталина в Гори. Сидя за столом с флагами Грузии и Европейского Союза, он рассказывает о прекраснейшем сыне этой земли, который родился в крошечном доме (он виден из окон директорского кабинета), в семье бедного сапожника, а стал лидером самого большого государства в мире и генералиссимусом.

А преступления, десятки миллионов людей, расстрелянных, заморенных голодом, замученных в годы сталинизма?

- Виновата советская бюрократия! Он - там, на самом верху - не знал, что происходит, - говорит 58-летний директор.

- Это как в большой семье. Отец добрый, но его сыновья могут издеваться над прислугой. Но отец об этом не знает, а прислуга не пожалуется. Лидеру огромной страны еще труднее удержать контроль надо всеми, у него множество подвластных, комиссаров, секретарей различных уровней, а чем ниже - тем больше жестокости, - уверяет Маглакелидзе, заявляя, что Сталин в 30-е годы хотел организовать свободные демократические выборы в Верховный Совет: - Ему не позволили бюрократы, боявшиеся потерять свои места, - объясняет он.

Как будто остановилось время

Экспозиция в музее не менялась с 1979 г., когда никто еще не ожидал распада СССР. Ее не трогали почти шестнадцать лет независимости Грузии, которая все более отмежевывается от Москвы и советского прошлого. И стремится в НАТО.

Здесь можно увидеть посмертную маску Сталина, пачку его любимых папирос 'Герцеговина флор', дары, присылавшиеся ему из разных стран, копии фотографий, в том числе, тех, которые делала царская полиция после арестов. Есть и книги, по которым учился в местной школе Иосиф Джугашвили. Псевдоним 'Сталин' - аллюзия и на эту фамилию, происходящую от древнегрузинского слова 'джуга' ('сталь') и на его характер. Директор восхищается сочинениями Джугашвили. - Что за каллиграфия, и какое знание русского языка у подростка, чьи родители не могли слепить на этом языке и двух предложений! - подчеркивает он.

Директор сообщает, что через полгода в одном из небольших залов появятся копии фотографий и документов эпохи чисток: - Это не значит, что там окажется что-то против Сталина, но это будет не так позитивно, как в существующей экспозиции, - говорит он.

Не только за мир и за родину

В нескольких сотнях метров от музея находится большая площадь, над которой возвышается памятник Сталину. За его спиной в монументальном здании сидят городские власти. В подвале размещается редакция городской газеты 'Ломчабуки'. - Одному Богу известно, был ли он в чем-то виноват. За все отвечает система, система, созданная Лениным. Сталин был простым, скромным человеком, который хотел сделать много хорошего, но ему не позволило Политбюро, - рассказывает главный редактор Марика Закарашвили.

Она и журналистка Натия Меладзе (обеим около тридцати) не могут понять, откуда эта неприязнь к Сталину за границей. Когда они о нем говорят, их распирает гордость.

Они часто бывают на застольях с вином и местной виноградной водкой - чачей. На этих встречах произносятся тосты: сначала за Бога, потом за мир и семью, а потом за Сталина. Потом иногда и за Мишу - то есть, президента Грузии Михаила Саакашвили.

- 'За великого Сталина, сына города Гори', - это обязательный тост, не выпить нельзя, - говорит Натия Меладзе, подчеркивая, что в последнее время отношение к Сталину сильно улучшилось. Хуже всего было в последние годы СССР, когда вытаскивались разные истории о преступлениях сталинской эпохи и снимались такие фильмы, как 'Покаяние' Тенгиза Абуладзе, а также при первом президенте независимой Грузии Звиаде Гамсахурдия.

Марика Закарашвили уверяет, что в некоторых церквях Сталина поминают наряду с грузинскими царями и мучениками.

Злой гений

- Не знаю, в чем дело: не то у этих людей шоры на глазах, не то они сошли с ума. Сталин прекрасно знал о преступлениях, сознательно их организовывал, - нервничает Эльдар Мамистралишвили, профессор истории из Горийского университета. Себя он называет антисталинистом, одним из немногих в этом городе. Он не поднимает тосты за Сталина.

По его мнению, многие грузины относятся к музею в Гори как к храму и втайне мечтают о возвращении той эпохи. - Эта любовь к диктатуре - наша беда. Сталин даже для своей Грузии ничего хорошего не сделал, уничтожил грузинскую интеллигенцию, и не только интеллигенцию, - добавляет профессор. Однако Эльдар Мамистралишвили признается, что он сам плакал, когда в 1953 году умер Сталин. Будучи 14-летним учеником горийской школы для мальчиков, он стоял в толпе и горевал. Тогда плакал весь Советский Союз.

Но позже - в институте - его учили профессора, которые были свидетелями чисток и репрессий 30-х годов. Он постепенно прозревал. Теперь он сам несет правду студентам. Часто, приходя в университет, молодые люди ничего не знают о сталинских преступлениях, потому что в их родных домах по-прежнему царит культ Сталина. - Это был злой гений, - говорит профессор Мамистралишвили о Сталине, памятник которому видно из окон его квартиры в скромном доме, построенном в советские времена.

80-тысячный город Гори (лежащий в 70 километрах к западу от столицы Грузии) состоит, в основном, из запущенных двухэтажных зданий с балкончиками, тянущихся вдоль прямых улиц, в том числе, важнейшей из них - аллеи Сталина.

________________________________

Сталин - "хороший менеджер" для России ("Le Monde", Франция)

Массовый убийца ("Time", США)