Предостережения Магди Аллама можно пропустить мимо ушей, сочтя их голосом излишне впечатлительного неофита. Однако его достоинство в том, что он изнутри познал тот мир, который описывает, пишет публицист
Рышард Капуцинский как-то сказал, что в XXI веке Европа будет мусульманско-христианским континентом. Потому так важны для будущего облика нашей цивилизации отношения между этими двумя великими религиями. Возможно ли примирить ислам с демократией, либерализмом и правами человека? Спор о карикатурах на Мухаммеда в датской прессе, убийство Тео ван Гога в Голландии и гневная реакция мусульманского мира на регенсбургскую лекцию Бенедикта XVI показывают, что это не абстрактные рассуждения.
Между двумя мирами
Лагерь сторонников евроислама - то есть, фракции, стремящейся примирить свою религию с основами западной цивилизации - очень немногочислен и включает себя, главным образом, интеллектуалов, проживающих в Западной Европе. Его представителями являются университетские профессора Тарик Рамадан (Tariq Ramadan) и Бассам Тиби (Bassam Tibi). До позапрошлой субботы приверженцем этого течения был и заместитель главного редактора газеты Corriere della Sera Магди Аллам (Magdi Allam).
Его переход в католичество вызвал в мире широкий резонанс. Этот итальянский журналист египетского происхождения был крещен в Страстную Субботу в базилике св. Петра в Риме лично Бенедиктом XVI. А на следующий день он в редакционном комментарии подверг острой критике мусульманскую религию и тут же был обвинен в том, что затрудняет христианско-исламский диалог.
Согласно мусульманскому религиозному праву, вероотступничество карается смертью. Каждый последователь пророка, встретив такого отступника, имеет право (а, согласно некоторым кораническим школам - обязан) убить его.
Магди Аллам подчеркивает, что это для него не новость, так как смертный приговор был ему вынесен еще пять лет назад, а его основанием были не столько публично провозглашаемые им взгляды, сколько факты, которые он открыл общественности. С июня 2003 года он является одним из наиболее охраняемых лиц в Италии.
Сегодня мало кто помнит статью под заголовком 'Неустанная борьба', опубликованную в 1977 г. в коммунистической газете L'Unita. Ее автор, молодой студент, носивший арафатку и выкрикивавший на демонстрациях лозунги, прославляющие Маркса и Ленина, - это и есть Магди Аллам. Тогда он обосновывал использование арабами террористических методов в борьбе с Израилем.
Проведя не один год на Аппенинском полуострове, этот иммигрант из Египта, получивший со временем итальянское гражданство, начал принимать ценности западного мира. Он хотел примирить их с мусульманской религией. Благодаря хорошим контактам в исламских кругах и знанию арабской культуры, он стал посредником между двумя мирами. Однако то, что он писал в итальянской прессе, вызвало упреки в предательстве мусульманских интересов.
Замаскированные намерения
Фундаменталисты не простили ему книги 'Джихад в Италии - путешествие в радикальный ислам', в которой он показал мусульманскую общину Италии. Его, как мусульманина, свободно говорящего по-арабски, во всех мечетях и медресе воспринимали как своего человека. Он собрал документы, показывающие, что Италия служит базой тыловой поддержки для исламских террористов в Европе. Более 2000 итальянских мусульман прошли боевую подготовку в лагерях Афганистана. Вербовочными центрами чаще всего служат мечети.
Магди Аллам описал, как во время проповедей имамы призывают к святой войне с неверными и акциям смертников. 6 июня 2003 г. в римской мечети он записал на диктофон слова имама Абдель-Сами Мухмуда Ибрагим Муссы, призывавшего к использованию террора, и опубликовал их в газете La Repubblica. После этой статьи имам был депортирован из Италии. А журналисту вынесли смертный приговор.
Один из самых интересных сюжетов, затрагиваемых Магди Алламом - это вопрос о так называемой 'такийи'. Это слово означает 'притворство', 'маскировка' и является одним из допустимых в исламе методов поведения в отношении исповедующих другие религии. Аллам описывал, как мусульманские духовные лидеры в своих выступлениях для западных СМИ говорили языком демократии и прав человека, а в кругу единоверцев поддерживали террор.
Соглашения с иноверцами
Магди Аллам хорошо знал Ясира Арафата и часто встречался с ним. После подписания в 1993 г. мирного соглашения в Осло палестинский лидер заявил, что к договоренности с Израилем он относится так же, как Магомет к перемирию с евреями из Медины. Пророк не намеревался соблюдать условия этого перемирия, а заключил его только для того, чтобы выиграть время. Набравшись сил, он нарушил соглашение и напал на евреев.
Изначально Магди Аллам обвинял в призывах к террору тех, кто делает Коран инструментом достижения политических целей. Однако позже он пришел к выводу о том, что в самой сути мусульманской религии содержится большой потенциал агрессии. Коран полон призывов к насилию против грешников и неверных. В нем нет даже запрета на убийство, как в Декалоге.
Кровавых эпизодов полна и биография Магомета. Биограф пророка ат-Табари насчитал 27 крупных вооруженных экспедиций, совершенных по приказу основателя ислама. Магомет оправдывал нарушение религиозных предписаний и даже святотатство, если это было призвано усыпить бдительность врагов. По мнению Магди Аллама, именно этим методом воспользовался предводитель террористов, совершивших теракт 11 сентября, Мохаммед Атта, который, живя в Европе, камуфлировал свой религиозный фанатизм, ведя разгульный образ жизни.
Перейдя в католичество, Магди Аллам потерял возможность воздействовать на мусульманское общественное мнение. Став вероотступником, он оказался за границами общины. Кроме того, он ослабил лагерь евроислама, а исламским фундаменталистам дал дополнительный аргумент - теперь они будут показывать на его примере, что флирт с декадентскими идеями Запада ведет к предательству истинной религии. Однако вопрос о возможности примирения ислама с западными соседями по-прежнему остается актуальным. В свете случая с Магди Алламом он приобретает дополнительный драматизм.
Так что, после обращения главным адресатом его текстов стали европейцы. Тем более что Аллам критикует не только мусульман, но и Запад - за наивность, нравственную слепоту и дух капитуляции перед миром ислама. При этом он задается вопросом о том, не повторит ли либеральная демократия в Европе судьбу Веймарской республики. Последняя пала под ударами сил, которые сначала воспользовались демократией для прихода к власти, чтобы потом эту демократию уничтожить. Аллам утверждает, что подобной стратегией пользуются мусульманские движения в западных странах - ссылаясь на демократические стандарты правового государства, они усиливают свое влияние, но, получив власть, отвергнут эти принципы.
Готов отдать жизнь
Предостережения Магди Аллама можно пропустить мимо ушей, сочтя их голосом излишне впечатлительного неофита. Однако его достоинство в том, что он изнутри познал описываемый им мир, недоступный для большинства европейцев. Будет ли он услышан? Уже звучит мнение о том, что ему, как обратившемуся из ислама, нельзя доверять, поскольку он необъективен. Когда-то Паскаль написал, что верит только тем свидетелям, которые готовы отдать жизнь за свои слова. Принимая крещение из рук Бенедикта XVI, Магди Аллам знал, что подписывает себе смертный приговор. Что он хотел нам этим сказать?
Гжегож Гурны - один из основателей и главный редактор ежеквартальника Fronda
______________________________________
Россия, ислам и Запад ("The American Chronicle", США)
Исламский ренессанс в Матушке России ("The Times", Великобритания)
Самая большая угроза Западу - не ислам, а сам Запад ("The Sunday Times", Великобритания)