Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Правительство, которое не смогло

История может и не повторяться, но повторение действий правительства за последние семь лет делают возможной оценку нашей экономической ситуации

Правительство, которое не смогло picture
Правительство, которое не смогло picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Десять месяцев - это очень, очень долго, если штурвал государственного корабля только в их руки, а вода уже просачивается сквозь обшивку. Это целая эпоха для правительства, которое может утопить Новый Орлеан за несколько дней и разрушить Ирак за несколько месяцев. Или, если посмотреть на дело по-другому, это более чем достаточно, если ты специалист по разрушению

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель geek, за что мы ему крайне признательны

__________________________________________________

Ассоциации с разрушениями и твердая репутация некомпетентности, которое заработало правительство Джорджа У. Буша - от Ирака и Афганистана до Нового Орлеана, разрушенного ураганом, - являются логичными указателями на то, сможет ли оно остановить финансовый кризис Америки. Люди у власти сделали за эти годы немного, не считая того, что обогатили богатых и растранжирили силу США.

Никто не был готов к разразившейся буре. Дамбы, предназначавшиеся для нашей защиты, уже давно дали трещины, а высокопоставленные чиновники уехали из города. Богатым было гарантировано спасение, но для всех остальных, попавших в ловушку на стадионе в быстро затапливаемом районе, эвакуация не предусматривалась. Правительство Джорджа У. Буша, конечно же, утверждало, что контролирует ситуацию, а президент уверял, что его чиновники прекрасно работают.

Нет, я говорю не о Новом Орлеане после урагана Катрина. Так было тогда. Я говорю об ипотечном и кредитном кризисе, а также о выкупе Bear Stearns, давшему новый смысл выражению 'медвежий рынок'. (В названии компании есть слово bear - медведь; 'медведи' - биржевики, играющие на понижение рынка. - прим.пер.).

Не поймите меня неправильно: в трудной для непосвященных экономической науке, как и большинство американцев, мне бы не помешал курс 'Экономика для чайников'. Но зато я кое-что знаю из истории, - предмете, не попавшем в расписание занятий правительства Буша даже после того, как оказалось, что президент - не Уинстон Черчилль, а завоеванный Ирак не превращается в оккупированные Германию и Японию образца 1945 года.

История может и не повторяться, но повторение действий правительства за последние семь лет делают возможной оценку нашей экономической ситуации, даже если вы в экономике чайник.

Просто посмотрите на его достижения: правительство не смогло восстановить две страны, которые его армии оккупировали и разрушили. В Афганистане и Ираке, на словах продвигая президента позицию о 'свободе', военные были аналогом стихийного бедствия, разрушительного смерча.

В Ираке они были в буквальном смысле разрушителями страны, разрушившими его армию, правительство и экономику. При взятии Багдада первым проявлением халатности стало разграбление столицы. 'Вещество случается', - прокомментировал ситуацию тогдашний министр обороны Дональд Рамсфелд. (Эвфемистическая перефразировка американской поговорки shit happens - дерьмо случается - прим. пер.). Вскоре после этого новый американский вице-король в Багдаде, Пол Бремер (Paul Bremer), быстро ввел страну во что-то вроде Великой депрессии, только выкуп Bear Stearns Ираку не светил.

В Афганистане лишь ошеломляющий бум опиумной промышленности - по оценкам страна поставляет 93% глобального рынка опиатов, что приносит ей около 4 миллиардов долларов США - слегка компенсировал катастрофу 'освобождения'. Во всех остальных отношениях Афганистан разрушен.

В Новом Орлеане правительство Буша не только не смогло восстановить город, разрушенный стихией (и военными инженерами), но и превратило стихийное бедствие в рукотворную катастрофу, которой не видно конца.

Несмотря на репутацию самого дисциплинированного, жесткого и четкого правительства из тех, что помнят люди, люди Буша не смогли даже воплотить свою любимую вашингтонскую мечту: создать Pax Republicana длительностью в поколение. На самом деле, подозрительно похоже на то, что республиканцы в Конгрессе и Сенате, бегущие оттуда, как из Нового Орлеана, - что вежливо называется выходом на пенсию, а не дезертирством - на целое поколение могут оказаться в статусе меньшинства.

А теперь, когда 'хромой утке' (т.е. президенту Бушу - прим. пер.) осталось всего 10 месяцев, наступила очередь американской экономики...

Нет необходимости иметь смутное представление об экономике, чтобы понять непосредственную угрозу. Люди, руководящие антикризисными мерами, сделали за эти годы немного, не считая того, что обогатили богатых и растранжирили силу США.

Позвольте мне быстро повторить наш урок истории: двойка по восстановлению страны, двойка по восстановлению города, двойка по обеспечению большинства в Конгрессе...

Кто смеет воображать, что люди, принесшие вам в Ирак, войну, могут начать восстановление экономики или хотя бы успешно заделать трещины в дамбах системы, которая по своей сложности несравнима со слабой экономикой Ирака?

В некотором отношении правительство - несмотря на периодическое обновление кадров - можно сравнить с отдельным человеком. В определенном возрасте его побуждения становятся предсказуемыми, его привычки неизменными, его возможности в основном известными. Хотя изменения возможны, вы бы не заложили свой дом в расчете на них.

Так в чем же правительство Буша оказалось успешным? В списке любого эксперта на первых двух позициях окажется удвоенное умение разрушать и грабить. Возможно, это потому, что оно положило все свои 'яйца' всего в две корзины: вооруженные силы США и корпорации своих друзей.

В благоговении перед силой, попавшей в их руки, чиновники правительства перевели всю возможную власть гражданского управления в Пентагон. От дипломатии до гражданской обороны, от государственного строительства до сбора разведывательных данных, организация, предназначенная только для разрушения, превратилась в главное учреждение для разных видов деятельности, обычно считающихся созидательными.

В то же время правительство укомплектовали сверху донизу плохо подготовленными политическими приятелями, а небольшому числу дружественных корпораций, которым доверяли все восстановительные проекты. Из них, конечно, более других известна компания Halliburton. Куда ни посмотри, они везде располагались на фоне разрушенного пейзажа, делая деньги. Получая контракты с завышенными сметами без тендеров, эти компании быстро делали деньги и, когда ситуация ухудшалась, как правило, сбегали с корабля.

Эти же корпорации, что, по сути, разграбили Ирак - это было названо 'восстановлением' - были первыми, кого позвали в Новый Орлеан в момент катастрофы. (Пять из первых шести контрактов, предложенных правительством Буша для восстановления города, ушли компаниям, ранее участвовавшим в программе восстановления Ирака).

Неудивительно, что правительство Буша оказалось хронически неспособным что-либо создать, даже - в итоге - свой собственный аппарат. Как только оказалось, что 'Титаник' врезался в айсберг, пассажирам, от Enron до Bear Stearns, приписанным к небольшому числу спасательных шлюпок, было гарантировано спасение (или выкуп в ипотечном кризисе).

Так, значит восстанавливать. Нет. Спасать людей, не являющихся друзьями. Нет. Прекрасно работать во время кризиса. Нет. Теперь нам угрожает новый и самый большой кризис, который всего за несколько недель заставил комментаторов в СМИ и экспертов перейти от неохотного обсуждения о том, не грозит ли нам рецессия, к ссылкам на слово с буквы 'Д', 1929 год и Великую депрессию. И они не одиноки. Недавний опрос USA Today и Gallup показал, что (страшно!) 59% американцев уже полагают, что нас ожидает длительная депрессия, а не рецессия (а 79% напуганы такой возможностью). Оставим детали определения терминов экспертам. Большинство американцев, несомненно, оценили показанное правительством Буша в опасные времена бессилие и сделали логические выводы.

Десять месяцев - это очень, очень долго, если штурвал государственного корабля только в их руки, а вода уже просачивается сквозь обшивку. Это целая эпоха для правительства, которое может утопить Новый Орлеан за несколько дней и разрушить Ирак за несколько месяцев. Или, если посмотреть на дело по-другому, это более чем достаточно, если ты специалист по разрушению. В конце концов, если только не случится чудо, речь идет о правительстве, которое ничего не смогло сделать, как бы ни старался Бен Бернанке (Ben Bernanke).

Поэтому, даже если вы, как и я, почти ничего не знаете об экономике, вы уже достаточно знаете, чтобы испугаться, очень испугаться.

Том Энгельгардт (Tom Engelhardt) - руководит Институтом Tomdispatch.com, и является одним из основателей проекта Американская империя (the American Empire Project). Его книга, 'Конец культуры побед' (The End of Victory Culture (University of Massachusetts Press)), переиздана в дополненной версии и обсуждает крах культуры побед в Ираке.

___________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - geek

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей

___________________________________________________

Прощание с гегемонией ("The New York Times Magazine", США)

Тупеющая Америка ("The Washington Post", США)